Вера и суеверия

Рав Эли Тальберг

К одному моему знакомому прибежала взволнованная женщина с просьбой «срочно проверить мезузу». «Удача отвернулась от меня!» — объяснила она. Проверка таки–да показала, что мезузы в ее доме пришли в негодность. Ради того, чтобы «вернуть в дом удачу», хозяйка согласилась раскошелиться на покупку новых мезуз, но поставила условие: чтобы трое религиозных в черных одеждах и шляпах пришли прикрепить эти мезузы. Почему три, а не семь, десять или двенадцать? — в Торе много символических чисел. А знакомый поставил более серьезный вопрос: «Чем отличается такое отношение к мезузе от, к примеру, отношения у русских к подкове?».


Анализ этого вопроса требует определенной аккуратности, чтобы «с водой не выплеснуть ребенка». С одной стороны, следует поощрять возвращение евреев к своим корням, с другой стороны — нельзя допустить низведение нашей веры до уровня суеверий. К сожалению, подобное в нашей истории уже было. В книге пророка Шмуэля описывается следующая история: евреи выходят на войну против плиштим и терпят поражение. Это случилось вследствие снижения духовности в еврейском народе, показателем чего явилось аморальное поведение обоих сыновей первосвященника Эли. «И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израиля: за что сегодня поразил нас Г-сподь перед плиштим?» (Шм.I 4:3) Вопрос поставлен очень правильно, но вот вывод: «Возьмем же к себе из Шило Ковчег Завета Г-сподня, и войдет он в среду нашу, и спасет нас от руки врагов наших» (Там же). Вместо того, чтобы искренне обратиться к Б-гу и исправить свое поведение, евреи и прибегают к «культовым предметам». Они надеются не на помощь Б-га, а на помощь Ковчега, который «спасет нас от руки врагов наших». Сорок лет евреи ходили по пустыне не «с Ковчегом», а с Б-гом! Непонимание такой простой вещи привело тогда к такому результату: «И сразились плиштим, и поражены были израильтяне, и разбежались — каждый в шатры свои; и было поражение весьма великое, и пало из израильтян тридцать тысяч пеших. И Ковчег Б-жий был захвачен, и оба сына Эли, Хофни и Пинхас, умерли» (Шм.I 4:10). (За Ковчег Завета Б-г накажет плиштим, и те сами вернут его евреям с большими дарами, но научило ли это чему–то евреев?)


Но даже это является лишь поверхностным уровнем. Более же глубокое понимание этой проблемы лежит в осознании разницы между эгоцентризмом и теоцентризмом. Для большей части населения Земли характерно первое. Утоление своего Эго, «Я» в центре внимания сознания человека — это и есть эгоцентризм. При таком подходе к жизни отношение к культовым предметам (мезуза, тфилин) и обрядам (например, Коль Нидрей на Йом Кипур) лишь потребительское, или словами той женщины: «чтобы защищали меня от неприятностей». И это все ой как не ново! Но есть и другое отношение к жизни: теоцентризм. Это когда в центре внимания человека находится Б-г. Б-г сотворил этот Мир и послал нас сюда, дав нам жизнь. Это не случайные события, а части одного глобального плана, согласно которому от нас требуется выполнение возложенной на нас Б-гом работы.