...есть милосердие хуже жестокости - это милосердие тех, кто жалеет злодеев и поддерживает их. Это великая ловушка и глубокое падение, если кто возвеличивает злодеев и протягивает им руку, унижает и презирает добрых, об этом сказано: "И не жалей его, и не будь милосерден с ним, и не покрывай его" (Дварим 13; 9). А также не следует жалеть бедного в суде, как написано: "И бедному не потворствуй в тяжбе его" (Шмот 23; 3), то есть не следует склонять суд к несправедливому решению ради нужды бедняка. И есть милосердие, подобное жестокости, - это когда некто дает милостыню нищему, а потом налагает на него ярмо и говорит: "Я дал тебе столько-то и столько-то, а за это ты должен трудиться для меня и служить мне во всем, что я тебе положу". И об этом сказано: "Милосердие злодеев - жестокость" (Мишлей 12; 10).
Милосердие - это признак потомков Израиля, как написано (Дварим 13; 18): "И дал тебе милосердие, и пожалел, и умножил тебя" (Евамот 79а). Поэтому каждый да приучит себя говорить мягко, просительно и с милосердием. А во время молитвы следует придерживаться просительного тона (Авот 2; 13). Большую награду получает человек за милосердный образ разговора, когда он мягко беседует с нищим. Многим известно об обязательности заповеди давать милостыню и о награде за исполнение этой заповеди, но они не знают, насколько важна "заповедь разговора", то есть то, что говорится при этом. Взгляни! Сказали мудрецы: "Кто дает нищему грош, удостаивается шести благословений, а кто утешает его, удостаивается двенадцати /благословений/" (Бава Батра 96). Поэтому да облачится милостью, чтобы утешить нищего! Разговаривать с ним следует тихо и утешать его в печальных обстоятельствах, и уважать, и превозносить его.

Из книги "Орхот цадиким" ("Врата седьмые.Врата милосердия")