Кто мы в этом мире?

Рав Эли Тальберг

Есть религии, для которых идеалом является уход человека от мира. Объясняется это тем, что, если мысль постоянно прикована к повседневным делам, то не остается времени, чтобы задуматься над «большими вопросами». О смысле жизни, например. Некоторые последователи таких религий утверждают, что только путем отказа от нормальной жизни можно «спасти свою душу». Есть учения (религиозные и философские), чей взгляд менее строг: можно пользоваться удобствами цивилизации, но чтобы они не мешали духовному росту.


Идеальное поведение с позиций Торы можно сформулировать так: улучшение мира вокруг себя в соответствии с замыслом Б-га. Намеком на это служит глава Торы, которая называется «Шмини» («Восьмой») (кн. «Ваикра»). В ней рассказывается про то, как после постройки переносного Храма в пустыне семь дней Аhарон и его сыновья приносили жертвы Б-гу, но лишь на восьмой день на Мишкан спустилась Шхина (Б-жественное присутствие). Другими словами, Храм «заработал» лишь на восьмой день. «Ну и что?» — спросите Вы — «разве не все равно, на какой день?» Но мы верим, что в Торе нет случайностей — а значит, надо понять, в чем тут смысл. Мишкан, согласно Каббале, модель Вселенной. Теперь чуть-чуть о смысле чисел. Итак, восемь — после семи. Что такое 7? Семь дней недели, семь дней, согласно Торе, Всевышний создавал этот мир (поэтому, даже в японской нумерологии 7 — «знак Неба»). Восьмерка — это то, что человек должен продолжить Б-жественное дело по улучшению мира. Почему «улучшение»? Потому что мир не был создан идеальным — он был создан с перспективой достичь идеала! К примеру, вы купили в магазине детский конструктор. На коробке нарисован самолет. Открыли: а там набор дощечек и инструкция. Собрав дощечки согласно инструкции, вы получите самолет.


Так же и мир создан как конструктор, Тора — инструкция. Но, как дощечки сами не сложатся в самолет, так и мир самостоятельно не достигнет совершенства — нужен человеческий труд.


Еще восьмерка у нас встречается, когда речь заходит об обрезании: «Во всех поколениях ваших каждый мужчина должен быть обрезан в возрасте восьми дней» (Брейшит, 17:12). Была такая история: римский наместник спросил еврейского мудреца: «Чье творение более совершенно, Б-жественное или человеческое?» Тот, сообразив, что речь пойдет об обрезании, ответил: «Человеческое». «Как так?» — спросил римлянин. «Я дам тебе ответ через несколько дней,» — пообещал мудрец. Через несколько дней мудрец вновь предстал перед наместником. В одной руке он держал свежий хлеб, а в другой — пучок колосьев. Мудрец спросил: «Что больше совершенно: хлеб или колосья?» «Конечно, хлеб» — сказал тот. «По этой же причине, — ответил мудрец, — мы и делаем обрезание». Обрезание является символом работы человека над самим собой. Поэтому в книге «Дварим» сказано: «Обрежьте сердца ваши», то есть станьте более чувствительными к другим.


В свете всего вышесказанного видно, что Тора не просто разрешает человеку заниматься работой над собой и над миром, но и вкладывает в нее Б-жественный смысл. Это не означает, конечно, что любая работа Б-жественна, но лишь та, что делается «согласно инструкции». Важно отметить, что во времена Храма человек приносил Б-гу жертву за неиспользованную возможность сделать хорошее дело. Раби Тарфон говорил: «День короток, а работы много; работники ленивы, но плата велика, и хозяин торопит» (Пиркей Авот, 2:15).