Законы раскаяния. Глава 5

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ, из цикла «Законы раскаяния»


Продолжение...


§5. Если спросишь ты: «Ведь Святому Творцу, благословен Он, ведомо все, что произойдет, еще до того, как это случилось. Знает ли Он, что человек станет праведником или грешником? Если предположить, что Он знает, что человек будет праведником, то получится, что тот не может не стать праведником; если допустить, что, хотя Ему и известно, что человек будет праведником, человек может все-таки стать грешником — то это не истинное знание». Знай, что ответа на этот вопрос не вместят все земные просторы и вся ширь морская; он включает в себя множество основополагающих законов и понятий, высоких, как огромные горы. Однако ты должен знать и понимать следующее; как мы уже объясняли во второй главе «Законов об основных принципах Торы», Святой Творец, благословен Он, знает обо всем, но знание это не является чем-то отличным от Него, как у людей, которые не тождественны своему знанию, но Он, да превознесено будет Его Имя, и Его знание — тождественны. Человеческий разум не в состоянии по-настоящему понять это так же как невозможно постичь сущность Самого Творца: «Не может узреть Меня человек и остаться в живых» (Шмот, 33:20), — так невозможно постичь и сущность знания Создателя. Об этом сказал пророк: «Не Мои мысли — ваши мысли, и не пути ваши — Мои пути» (Йешаяу, 55:8). И по этому нам невозможно понять, каким образом Всевышний знает обо всех творениях и обо всем происходящем, но мы должны твердо знать, что поступки человека — в его собственных руках, и Всевышний не принуждает его и не решает за него, поступить ли ему так или иначе. И не только предание учит нас верить в этот принцип; он убедительно доказуем с помощью логики. И поэтому говорили пророки, что человека судят за все его поступки, хороши они или дурны. И это — основополагающий принцип, на котором зиждутся все слова пророков