Мудрецы достойны уважения
Рав Дов Бегон
Корах и его последователи, которых жажда почета свела с ума, предъявляли претензии к Моше и Аарону в том, что они возвысилисьнад всеми и говорили: «Довольно вам, ибо все собрание – все святы и в их среде Бог. И почему вы возвышаетесь над обществом Бога (Бемидбар16:3). Представляется, что утверждение, что все собрание или общество евреев – все святы является абсолютно правильным. Но, как бы оно ни было справедливо, оно не может отменить дополняющего правила: каждый и каждый стоит на своей ступени. Укаждого есть свое предназначение и к нему следует относится с предельным уважением. И это относится и к Моше и Аарону, являвшимися руководителями всего народа Израиля. «Основной метод истинного исправления порядка – это отдать должное уважение тем, кого следует уважать. Уважение к мудрецам Торы приводит к любви Торы, к мудрости, хорошим качествам души и трепета перед Всевышним. Воспитав уважение к родителям, можно ожидать, что их наставления будут восприняты и воспитание, посеяв семена в сердцах детей, даст свои плоды. Из уважения к царю проистекает истинное исправление в жизни общества и нации» Можнопродолжить эту мысль и сказать, что когда нет уважения к мудрецам, родителям и руководителям возникает анархия в обществе и разрушаются основы семьи. Корах и его сообщники стремились лишить уважения тех, кто его достоин в первую очередь. И произошло с ними то, что предсказывали наши мудрецы: «Зависть, дурные желания и погоня за уважением изгоняют человека из мира» (Пиркей авот 4).