МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр ________________________________________К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"
Комментарий к ТореКнига БемидбарНедельный раздел КорахГлавы 16-18
Пинхас Полонский
Демократия и алия
1. Попытка "введения демократии"2. Концепция Алии в противовес демократии[1. Попытка "введения демократии"]В недельном разделе Торы в эту Субботу мы читаем историю о том, как во время Первой Алии (из Египта, 14 век до н.э.) была предпринята попытка введения демократии: "И отделился Корах-левит и с ним двести пятьдесят мужей из сынов Израиля, начальников общины и людей именитых, и выступили против Моисея и Аарона, и сказали им: "Полно вам! Ведь вся община, все святы, и среди них Господь! Отчего же возноситесь вы над собранием Господним?" И услышал Моисей, и пал на лицо свое. И сказал Кораху и всем сообщникам его: "Завтра утром Господь известит, кто Его и кто свят; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе" (Бамидбар 16:1-5).Мидраш сообщает, что Корах, обойденный при распределении должностей среди левитов, давно искал повод для переворота. И вот, когда после отказа народа идти на завоевание Земли Израиля евреи были осуждены Богом на 40-летнее скитание по пустыне, когда народ растерялся и готов был обвинить во всем Моисея, авторитет которого резко упал, - Корах решил, что удобный момент наступил.Никакой переворот не может обойтись без идеологической базы, и Корах выбрал своим лозунгом "введение демократии". Моисей обращался к народу с призывом "будьте святы" и требовал постоянного продвижения в исполнении многочисленных заповедей. В противоположность ему, Корах провозглашает, что каждый в отдельности и "вся община" уже святы, и в личном духовном продвижении никакой нужды нет.[2. Концепция Алии в противовес демократии]Концепция Моисея - это концепция Алии. Алия - это не просто переезд в Израиль. Слово это, означающее "подъем", понимается в иврите не только как подъем в смысле географическом, но и в психологическом, национальном, духовном. Моисей видит, какой огромный потенциал заключен в еврейском народе, но он знает также и о недостатках, присущих вышедшим из Египта евреям. Поэтому алия не заканчивается на собственно исходе, она должна продолжаться и в личных, и в общенациональных рамках. Концепция же Кораха - немедленное введение демократии, поскольку все одинаково святы, все обладают равной компетенцией и для решения любого вопроса остается лишь подсчитать соотношение голосов. Корах потворствует уже имеющемуся в народе уровню, он льстит толпе - а подобная установка отнюдь не способствует выживанию еврейского народа.Когда Корах потребовал передать ему власть, то Моисей отнюдь не стал выяснять, на чьей стороне большинство. Он предложил Кораху совершенно другой критерий истинности: "Давай подождем до завтра; и Господь сообщит нам о Своем выборе. Кто выживет, тот и был прав". И действительно, на следующее утро Корах был проглочен землей, а его сторонники сгорели при попытке принести Храмовые воскурения вместо Аарона.Я отнюдь не хочу сказать, что демократия - это всегда плохо. Но мне кажется, что есть определенное противоречие между концепциями "демократия" и "алия". А потому во избежание самосожжения в процессе алии демократией надо пользоваться чрезвычайно осторожно.