МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр ________________________________________К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"
Комментарий к ТореКнига БемидбарНедельный раздел ХукатГлавы 19-21
Пинхас Полонский
Проблемы руководства
1. Моисей больше не в состоянии продемонстрировать силу и уверенность2. Моисей поддался своим эмоциям, и это послужило одной из причин его смены
[1. Моисей больше не в состоянии продемонстрировать силу и уверенность]В недельном разделе Торы в эту Субботу мы читаем о том, как Моисей и Аарон были отстранены от дальнейшего руководства еврейским народом:И не было воды для общины; и спорил народ с Моисеем, говоря: "Зачем же вывели вы нас из Египта?" И отошел Моисей от народа ко входу в Шатер Соборный, и пал на лицо свое. И сказал Господь Моисею: "Возьми посох свой и скажи скале, чтобы она дала воду". И созвали Моисей и Аарон всю общину и сказали им: "Теперь слушайте вы, бунтовщики! Не из этой ли скалы извлечь для вас воду?" И поднял Моисей руку свою, и ударил по скале посохом дважды, и потекла вода". И сказал Господь Моисею и Аарону: "За то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою перед глазами сынов Израиля, не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им (Бамидбар 20:2-12).Моисей не выполнил приказ Бога и, вместо того чтобы "сказать скале", он ударил по ней. Но неужели он отстранен от управления народом только за этот грех? Конечно, дело не только в самом ударе о скалу. Весь этот инцидент, происшедший в конце скитания евреев по пустыне, ясно показал, что Моисей больше не в состоянии полноценно справляться с обязанностями руководителя. Раньше он не терял присутствия духа в самых тяжелых ситуациях, сталкиваясь даже с гневом и неблагодарностью народа, выведенного из рабства. На сей раз, столкнувшись с очередной демонстрацией недовольства, Моисей медлит и не берет инициативу в свои руки. И хотя он знает, что способен достать воду даже из скалы, - он предпочитает удалиться в шатер, где "падает на лицо свое". Неуверенный в себе, Моисей хочет уединиться. И тут Господь повелевает ему "взять свой посох", т.е. восстановить прежний статус, когда он крепко держал бразды правления в своих руках, - и обратиться к скале, из которой тут же забьет источник. Однако Моисей уже не может точно реализовать повеление Всевышнего. Сначала, вместо того чтобы продемонстрировать силу и уверенность в себе, подобающие лидеру, он поддается приступу раздражения, бросая народу оскорбительное: "Бунтовщики!" Затем - по-прежнему раздраженный - он совершает еще одну ошибку: не обращается к скале, как велел Господь, а дважды ударяет по ней.[2. Моисей поддался своим эмоциям, и это послужило одной из причин его смены]Потеряв решительность, Моисей не смог справиться с собственными эмоциями и потому не сумел точно исполнить приказ Бога, - а от руководителя такая точность требуется в гораздо большей степени, чем от среднего еврея. И если раньше Моисей подавал пример того, как лидер должен обращаться с народом - твердо, но уважительно, - то теперь он обрушивает на провинившихся евреев оскорбления. Все это вместе послужило причиной его смены. (Вместе с тем, нам следует помнить, что эти "грехи", хотя они и послужили для Моисея препятствием на пути к Земле Обетованной, не дают нам никаких оснований считать его вообще "слабым" или "недостаточно компетентным" руководителем. Напротив, его личный вклад огромен, он несколько раз спасал от смерти все поколение, и его имя навсегда останется на недосягаемой высоте.)Тора подчеркивает, что Моисей ударил по скале "дважды"; и это слово здесь неслучайно. Аарон, стоящий рядом с братом, выступил в данном случае в роли пассивного наблюдателя. Он не попытался остановить Моисея и даже не выразил протеста - а потому превратился в соучастника прегрешения и разделил наказание. Промолчав дважды, Аарон уже не вправе утверждать, что он "не знал". И хотя к Аарону Тора тоже предъявляет здесь существенно "завышенные" требования (разве можно ожидать от обычного человека, чтобы он мгновенно успел оценить ситуацию и вмешаться?) - но таков в принципе еврейский подход. Ведь к евреям вообще предъявляют повышенные требования, а к еврейским руководителям - в особенности.
http://www.machanaim.org/