МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ


свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности


III. Любовь к Богу


55) Три разветвления любви суть: привязанность, восторженность и ревность; Привязанность состоит в том, что сердце человека настолько привязано к Богу, что его внимание не занято никогда, или, по крайней мере, во время религиозных отправлений, ни кем другим, кроме Бога. Это неоднократно повелевает нам св. писание: «Любить Превечного, Бога твоего, и прилепляться к Нему». (Втор. 11:12). «И к Нему прилепитесь» (Там же 13:5). Дальше: «Душа моя прилепилась к Тебе» (Псал. 63:9). Восторженность — это весьма важный элемент в религиозных отправлениях. 0 нем говорит Давид: «Служите Богу в веселье» (Псал. 116:2). Дальше: «И праведные радуются и веселятся пред Богом и ликуют от радости» (там же). Мудрецы наши сказали: Дух Божий присутствует только при торжестве по случаю совершения доброго дела (Шабат 113б). «Когда станешь молиться, — пускай радуется твое сердце, что ты молишься Богу, Которому нет подобия» (Мидраш Шохер-Тов). Таков именно смысл религиозного восторга: человек должен радоваться, что сподобляется служить бесподобному Богу и заниматься Его учением и законами, которые составляют истинное совершенство и вечное сокровище. — Соломон говорит (Песнь 1): «Ввел бы меня Царь в чертог Свой — я бы ликовал и радовался Тобой». Ибо, чем глубже человек проникает в храм знания, чтобы понимать Его величие, тем больше он должен радоваться и ликовать. Давид, бывший очевидцем щедрости Израильтян при постройке святилища, молился Богу о том, чтобы эта благородная черта осталась у них на всегда, как сказано: (1 Парал. 29:17, 18) «И ныне вижу, что народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе; Превечный, Бог Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших, сохрани сие на веки, сие расположение мыслей сердца народа Твоего и направь сердце их к Тебе». Ревность, или возревнование состоит в том, что человек ревнует о Его святом имени и ненавидит врагов Его, как сказал Давид:(Псалмы. 139:21) «Врагов Твоих, Боже, я ненавижу». Илия говорит: (1 Цар. 19:9) «Возревновал я о Господе Боге Саваофе». И наши учители толковали много о том, что кто может воспрепятствовать преступнику и не препятствует, на того переходит ответственность за преступление; ибо кто любит Бога, тот не может видеть равнодушно, как хулят Его имя и преступают Его законы. Так сказано Соломоном: (Прит. 28:4). «Кто хвалит нечестивца, тот оставляет закон; кто враждует против него, тот охраняет закон». Дальше (Псал. 97:10): «Боголюбцы! презирайте злого». (Месилат Йешарим)


56) Любовь бывает троякого рода: любовь к добру, любовь к полезному и любовь к приятному. — Любовь к добру значит, что человек любит что-нибудь единственно потому, что это добро, и не имея в виду ни выгоды, ни удовольствия. Любовь к полезному, — если человек питает любовь к предмету только потому, что извлекает из него пользу. Любовь к приятному — когда человек любит предмет за то только, что этот предмет доставляет ему наслаждение и ни за что другое. Но любовь, основанная на личной пользе и приятности, изменяется, увеличиваясь и уменьшаясь соответственно большей или меньшей степени этих последних, а иногда может даже прекратиться совершенно. Любовь же, имеющая своим условием одно только добро, не изменяется и не прекращается, потому что в таком случае человек любит предмет не потому, что он добр к нему, то есть вследствие личных отношений, а потому, что он добр вообще, и любящий не знает ничего другого, кроме личности возлюбленного, оправдывая таким образом определение: «Любовь есть нравственное слияние любящего с любимым». Любовь же за пользу и приятность берет во внимание не личность возлюбленного, а пользу и приятность от него, так что исключает всякую возможность нравственного слияния. Потому-то любовь к добру и считается любовью самого высшего достоинства. Бог — абсолютное добро, абсолютное отсутствие зла, а потому любовь к Нему — есть любовь к добру, которая возрастает по мере расширения нашего понятия о Нем, — так как любовь к добру, как. мы говорили, обусловливается знанием предмета.


57) Но, кроме того, Бог все создает и в милости Своей дарует существование всему существующему, жизнь — всему живущему, таким образом Он — и полезен, следовательно, Его нужно любить и за то, что Он полезен. Дальше: Он снабжает всех пищей в самом обширном значении этого слова, создав не только предметы для пропитания, но и предметы роскоши, без которых человек мог - бы легко обойтись, как напр. фиги, винные и тутовые ягоды и другие фрукты, которые услаждают только вкус, но не необходимы для существования. С этой стороны Его подобает любить и как приятное, то есть за то, что Он создал для нас предметы наслаждения. — Все это в совокупности с тем, что Он един, абсолютно - един, — обязывает нас любить Его исчисленными здесь тремя родами любви и в сильнейшей степени, потому что нет ничего добрее, полезнее и приятнее Его. (р. Й. Альбо, Икарим ст. 3 гл. 35).


http://www.machanaim.org/ustntora/talmudisti/v1-03.htm