Выслушивание негативных высказываний с позитивной целью
День 100. Выяснение10 тевета -11 тамуза"Сефер Хафец хаим"ВыяснениеЕсли, чтобы принять важное решение, необходимо, не афишируя этого, получить информацию о человеке, семье, общине или учебном заведении, вольная беседа без указания целей на такую тему недопустима. Это ясно в свете сказанного выше.Слушатель, заинтересованный в незаметном получении информации, должен понимать: вовлекая собеседника в разговор, он может подтолкнуть его к негативным высказываниям. Если рассказчик не сознает конструктивной цели своей речи, он будет виноват в лашон а-ра, а слушатель - в побуждении его к греху.Поэтому, задавая вопросы, надо дать понять собеседнику, что его ответы не будут лашон а-ра, поскольку нужны для полезного дела.К сожалению, люди, не знакомые с законами злословия, в таких случаях не только не раскрывают свою задачу, но и расспрашивают сразу о нескольких объектах, чтобы скрыть, о ком или о чем именно хотят услышать. Это абсолютно запрещено. Желание сохранить секрет не оправдывает негативных сообщений, которые не имеют отношения к делу, и собеседники оказываются виновными в лашон а-ра.
"Сефер Шмират а-лашон"Любить ближнегоЛюбить ближнего как самого себя - значит помочь ему избежать ситуаций постыдных и всеми осуждаемых, которые заставят его страдать.Исполнение заповеди «суди о ближнем благосклонно» и развитие качества шмират а-лашон связаны с тем, как человек выполняет заповедь «Люби ближнего как самого себя» (Ваикра 19:18). Если человек поистине любит кого-то, он не станет плохо о нем говорить. Напротив, будет находить в нем всевозможные достоинства, как у себя.Если человек поневоле совершил поступок, который выглядит некрасиво, он понимает: как только об этом станет известно, все его осудят. Поэтому он очень хотел бы, чтобы кто-нибудь выступил в его защиту и объяснил, почему он не виноват. Именно так и следует поступать, когда чье-то поведение становится объектом критики.Более того. Любить ближнего как самого себя - означает помочь ему избегать ситуаций и поступков, которых он потом будет стыдиться.Представьте: приезжий оказался в городе с не знакомыми, не известными ему обычаями. Он станет искать доброжелательного человека, чтобы тот объяснил ему, как принято здесь держаться, и предупреждал потихоньку, когда его действия могут показаться местным жителям нелепыми или недостойными. Благодаря своевременным подсказкам доброжелателя он избежит неловких положений, позора и страданий.Так надо относиться к ближнему. Если мы видим, что еврей совершает действия, которые непременно приведут его к огорчению или унижению, мы обязаны его предупредить.
http://www.istok.ru/library/books/chofetz-chaim/daily-lesson_11503.html