НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА БАЛАК: ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ


Рав Зеев Мешков


Мечта мудреца Торы четвертого века этой эры

(Трактат Таанит, лист 8б)


Сказал раби Йоханан: «День, когда выпадают дожди, не менее грандиозен, чем день, когда собираются сыновья Израиля, рассеянные по всем странам, в свою землю. Ибо сказано: «Верни Бог пленников наших, (пусть придут они), как потоки (текущие)... в Негеве» (Теилим, 126).

Потоки в Негеве… Это надо видеть.

После сильного дождя в каменистой пустыне вода, которая не может впитаться в скалы, стекает в ущелья, дно которых кажется навсегда пересохшими руслами. И вот, откуда ни возьмись, появляется тонкая струйка, затем ручеек, и вдруг мощный поток, с грохотом увлекающий за собой камни, сметающий все преграды на своем пути, несется вниз, с гор в долины. Грохот, гул… Кто остановит хотя бы один такой «афик»? Горе тому, кто не остережется и в период дождей пойдет по ущелью в пустыне. Поток, прорвавшийся неизвестно откуда, появится неожиданно. Нет спасения от него. А потом, после дождей, земли в пустыне, пересохшей, безжизненной, покроются цветами, травой. Будто жизнь вернулась к мертвому телу. Так раби Йоханан представлял себе в четвертом веке этой эры собирание рассеянных. Он мечтал о том, что все сыновья Израиля, кто был угнан в плен, продан в рабство или вынужден был оставить свои наделы из-за трудностей жизни, встанут, пойдут, покидая страны рассеяния, пересекая моря и пустыни. Их караваны, приближаясь к земле Израиля, начнут собираться вместе. Все больше и больше народа. Шум, песни радости, прославляющие Всевышнего, как сказано: «Тогда наполнятся наши уста смехом, и на языке нашем будет песнь» (Теилим, 126). Это будет похоже на исход из Египта, только еще мощнее и сильнее поток, совершающих исход из рабства, стремящихся к свободе. Горы становятся равниной на пути сыновей Израиля, и пустыня зацветает у них под ногами.

И ни один из народов мира, ни их правители, политики и генералы не смогут остановить ни один из этих потоков – их просто смоет, снесет со святой земли. И очищающая сила сыновей Израиля смоет всю скверну, накопившуюся в святой земле за годы их отсутствия. И земля зацветет, деревья протянут свои ветви, отягощенные плодами, навстречу тем, кто проделал долгий путь. А они сойдутся к горе Мория и восстановят Храм. И работа их будет продвигаться так быстро и так успешно, что будет казаться, будто Храм спускается с небес. Но это была мечта… Мечта раби Йоханана, который любил землю Израиля настолько, что, когда он ел ее плоды, ему открывались тайны Торы. А что же он видел перед своими глазами? Он видел, что Византия достигает своей цели, той цели, которую не смогла достичь Римская империя: изгнать сыновей Израиля с земли Израиля. Полностью, чтобы не осталось никого. Налоги, которые должно было выплачивать еврейское население страны и преследования сделали жизнь невыносимой. И люди уезжали, уходили, оставляли родину, которую их предки не покидали столетия. Сам раби Йоханан не покидал Тверию, не выходил за пределы земли Израиля. Его любимым учителем прошлых поколений, которого он часто цитировал, был раби Шимон бар Йохай. А тот говорил: «Три дара дал Всевышний сыновьям Израиля, и все они обретаются через страдания: Тора, будущий мир и земля Израиля» (Брахот). И раби Йоханан страдал, но не покидал землю. Обретал ее страданиями. К раби Йоханану приходили ученики из Бавеля, но подавляющее большинство мудрецов предпочитали оставаться в Наардее и Пумбадите. Благодаря раби Йоханану сложилась школа, в которой сформировался Йерусалимский Талмуд. Сами мудрецы Бавеля говорили, что Вавилонский Талмуд – творение тех, кто сидит в темноте. Значит Йерусалимский – свет. И действительно, говорят, что раби Йоханан излучал свет: засучив рукав, он рассеивал темноту в темном помещении.

Мечта, свет Торы, который превратился в свет руки…

А в это время христианские паломники реками стекались в Йерушалаим, куда евреям вход был воспрещен. Они уставили святую землю крестами, построили часовни и церкви. Дух нечистоты витал повсюду. Это ли потоки, о которых мечтал раби Йоханан?

А сегодня… Мы удостоились стать свидетелями чуда, о котором мечтал раби Йоханан: потоки сыновей Израиля из разных стран хлынули в святую землю. Ничто не могло их остановить. Потому что прошел дождь, дождь Всевышнего. Многие не заметили его, а он был на всей земле: создались условия, позволяющие переселяться в землю Израиля, а потом возникли и силы, которые погнали в нее, торопили, не давали остановиться. И из Европы и из мусульманских стран… «Кто они - (вот) летят, как облако, и как голуби - в окна (голубятен)» - сказал о возвращающихся на родину пророк (Йешаяу, 60:8). Одних, как облака гнал ветер, других, как голубей тянуло в родные края, несмотря на то, что они никогда не видели святой земли.

О, если бы раби Йоханан дожил до наших дней, как бы он радовался! А мы часто не ценим, не видим, не хотим видеть. Если бы мы приложили усилия со своей стороны, потоки в наши дни потоки сыновей Израиля стали бы такой силы, что они смыли бы всю скверну со святой земли… «День, когда выпадают дожди, не менее грандиозен, чем день, когда собираются сыновья Израиля, рассеянные по всем странам в свою землю…».

С уважением, Рав Зеев Мешков.


http://www.orzion.org/