Где будем резать рыбу

В иудаизме правила ритуального забоя скота прописаны в мельчайших тонкостях: как правильно выбирать животное и точить нож, перерезать горло и спускать кровь, проверять внутренние органы животного на наличие болезней и высаливать мясо. Рыба тоже живое существо, кровь есть и у нее. Почему же никаких правил ее убоя не существует?Во время сорокалетнего странствия по пустыне евреи начали жаловаться на нехватку мяса. Моисей обратился к Б-гу с вопросом: «Даже если для них зарезать весь мелкий и крупный скот, хватит ли им этого? Даже если для них выловить всю морскую рыбу, хватит ли им этого?» Формально, сам факт того, что в тексте Торы говорится о забое по отношению к скоту и ловле по отношению к рыбе, четко указывает на то, что рыбу достаточно лишь вытащить из воды и никакого ритуального забоя для нее не требуется.Почему же к рыбе мы относимся не так, как к скоту и птице? Талмуд дает на этот вопрос довольно загадочный, на первый взгляд, ответ: скот был создан из земного праха и становится кошерным, когда ему перерезают обе части горла – пищевод и непосредственно дыхательное горло; птицы были созданы из грязи, и поэтому считаются кошерными, если им перерезают одну часть горла; рыба же сотворена из воды и считается кошерной без всякого забоя. Получается, что требования кашрута зависят от того, каким образом был сотворен тот или иной вид живого существа. Этот отрывок, безусловно, требует дополнительного объяснения.В еврейском учении, как и в древней философии, всё сотворенное в этом мире разделено на четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Земля считается стихией самого низкого уровня. На следующем уровне находится вода, затем парящий над водой воздух, и наконец, огонь, который всегда устремляется вверх. Мелкий и крупный скот был создан из «земли» (птица, ввиду способности летать, в меньшей степени), и ему требуется ритуальный забой. Рыба же была создана из стихии, расположенной на более высоком уровне, из «воды», и поэтому забой ей не требуется.Великий каббалист рабби Ицхак Луриа, живший в середине XVI века, говорил, что каждое творение обладает своей искрой божественной энергии, которая составляет его сущность и душу. Используя что-либо в божественных целях, человек освобождает эту искру и достигает тем самым цели, ради которой это творение было создано. Таким образом, благословляющий Б-га за ниспосланную пищу и получающий от нее силы и энергию для последующего изучения Торы и исполнения заповедей, поднимает искры божественности, заложенные в этой пище.Одни божественные искры раскрыть проще, другие – сложнее остальных. Мелкий и крупный рогатый скот был создан из самой низшей из четырех стихий, поэтому для поднятия заложенных в нем искр святости требуется более серьезная подготовка. Отсюда и такие детализированные правила забоя скота. Рыба же была сотворена из более возвышенной стихии, и ее достаточно просто выловить, съесть, не забыв произнести при этом благословение. И этого будет достаточно для освобождения божественной искры, заложенной в ней.Иегуда Шурпин