Всё началось с мечты, которая родилась у ребенка. Все мы в долгу перед такими мечтателями, поскольку пользуемся плодами их грез, зачастую даже не подозревая об этом. «Еще когда я был ребенком, ходившим в хедер, в моем сознании возникло видение грядущего избавления – спасение народа Израиля из последнего изгнания. Избавление, которое объяснит все страдания, гонения и убийства, пережитые нашим народом», – писал в 1956 году Любавический Ребе в послании второму президенту Израиля Ицхаку Бен-Цви.
Во всех беседах и письмах Ребе – иногда неявно, но чаще открыто – мы встречаем упоминание мечты, заполнявшей его сердце: желание увидеть, как наш несовершенный мир вступает в новую эпоху, лишенную войн и страданий, наполненную добром и стремлением к Б-жественному знанию. Мечта эта была не просто абстрактной надеждой на лучшее. В реализацию детского видения Ребе вложил всю свою жизнь.В 1961 году, общаясь с группой израильских студентов, Ребе поделился с ними своими размышлениями: «Часто спрашивают, как мы можем надеяться на создание в этом мире царства Творца, если в нем так мало соблюдающих заповеди евреев. Ведь среди народов мира евреи – явное меньшинство, а соблюдающие евреи – меньшинство в меньшинстве. Невозможно поверить, что большинство примет мировоззрение и образ жизни меньшинства. Действительно, если обратиться к истории, мы увидим, что в войнах прошлого почти всегда побеждала самая многочисленная армия. Сегодня же ситуация коренным образом изменилась – один человек, завладевший сверхмощной атомной бомбой, может управлять всем миром. Аналогично, человек, занятый духовным совершенствованием, оказывает положительное влияние на весь мир». Всю жизнь Ребе был неизменно занят именно тем, о чем рассказал студентам, – воплощал план духовного совершенствования мира, рассчитывая, что оно повлечет за собой его социальное совершенствование.Секретное движениеПрекрасно иллюстрируют планы Ребе еще на ранних этапах его служения воспоминания Нехамы Коэн, которыми она поделилась с Симоном Якобсоном, автором книг, посвященных философии движения ХАБАД. В детстве Нехама, выросшая по соседству с резиденцией Ребе в нью-йоркском районе Краун-Хайтс, время от времени встречала его на улице. «Мистер Менахем, как я его тогда называла, всегда спрашивал меня, какие книги я читаю, – писала Нехама. – Когда мне было семь лет, я взяла в библиотеке несколько книг фантастов – Роберта Хайнлайна и Айзика Азимова, которые мне очень понравились. Я сбивчиво поделилась с мистером Менахемом своими впечатлениями и посоветовала ему поближе познакомиться с произведениями этих авторов, но он ответил, что читает только еврейские книги. Однажды я рассказала ему о новой книге Азимова Foundation (“Основание”). Ее герой – великий ученый по имени Гэри Селдон, создавший науку под названием “психоистория”. Цель этой науки – сделать Вселенную совершенной. Всё это я и пересказала мистеру Менахему.Спустя некоторое время он поведал мне, что прочитал столь поразившую меня книгу. Затем он рассказал, что написал Азимову письмо и получил ответ. Я была поражена, что Азимов счел нужным ответить (я была еще ребенком и не осознавала масштаб личности мистера Менахема). Затем он поинтересовался, что я думаю о перспективах совершенствования мира. Я ответила, что это великолепная идея, и тогда он рассказал, что как раз сейчас создает такое движение и предлагает мне к нему присоединиться. Эти слова восхитили меня до глубины души. Так оно и случилось в реальности: Ребе создал свое движение, а я стала его членом».Значимым этапом воплощения мечты Ребе стало его выступление в 1972 году, в ходе которого он призвал собравшихся открыть на территории США 70 новых синагог ХАБАДа. В тот день Ребе получил символические ключи от нового любавического центра, открытого на территории Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «Получив ключи, я становлюсь хозяином этого дома. А если это мой дом, то я хочу, чтобы он был открыт 24 часа в сутки семь дней в неделю, и чтобы каждый, кому нужна помощь, мог прийти туда в любое время. Центр в Калифорнии послужит примером. Скоро такие дома ХАБАДа появятся по всей стране», – сказал Ребе. Сейчас 3300 центров ХАБАДа работают в 1000 городов 70 стран мира. В среднем каждые 10 дней в той или иной точке земного шара открывается новый центр. Как шутят еврейские туристы и бизнесмены, путешествующие по всему миру, в любом уголке земли можно найти две вещи: кока-колу и ХАБАД.Создавая времяЭто сегодня концепция Ребе всеми признана, успешна и получила распространение на огромное множество еврейских общин по всему миру, но в прошлом его Мечта далеко не всегда встречала поддержку. Даже некоторые члены его общины – любавические хасиды – поначалу отнеслись к ней скептически. Свидетельством, как менялось сознание хасидов и их отношение к идеям Ребе, может послужить дневник Цви Фогельмана. «Во время особых встреч с хасидами Ребе укореняет в общине мысль, что ХАБАД должен превратиться из малочисленной группы в международное движение, которое со временем изменит мир», – писал Фогельман. В то время вся деятельность ХАБАДа ограничивалась несколькими программами: по субботам собирали детей и рассказывали им истории из Торы, устраивали праздничные трапезы, пели еврейские песни. Кроме того, работала одна небольшая иешива. Кто-то из раввинов из добрых побуждений даже предложил хабадскому двору перебраться в какой-нибудь маленький тихий городок в штате Нью-Джерси: «Общине, подобной вашей, больше подходит сельская тишина, чем огромный мегаполис Нью-Йорк».Как-то еще 1940-х годах, только приехав в США, Ребе сказал, что «когда-нибудь деятельности хасидов будут посвящены передовицы New York Times». Тогда это заявление казалось смешным и наивным – ведь даже сообщения о гибели миллионов евреев в нацистских лагерях смерти американские газеты помещали на последних страницах. В то время почти всем казалось, что даже у умеренного иудаизма, не говоря уж об ортодоксальном хасидизме, в Америке нет будущего.Спустя 70 лет никого не удивляет, что в ведущих американских СМИ публикуются обзоры книг о хасидизме, а New York Times в специальном номере, посвященном двухсотлетию издания, печатает вымышленную первую страницу газеты от 1 января 2100 года, на которой помещена информация о времени зажигания субботних свечей. Когда у одного из сотрудников New York Times, католика ирландского происхождения, спросили, действительно ли он верит в возможность публикации такой новости в 2100 году, он ответил: «Я не гадалка и будущее не предсказываю. Мы не знаем, какой будет жизнь человечества в 2100 году. Но в одном вы можете быть уверены точно: в 2100 году еврейские женщины всё так же будут зажигать субботние свечи».Поэтому, когда сегодня открывается очередной центр ХАБАДа, в который приходит новая еврейская семья и ее встречает теплый прием, когда еврейский студент, живущий вдали от родного дома, понимает, что у него есть еще один дом, где ему всегда рады, а еврейская девочка из обычной светской школы знает, во сколько нужно зажигать субботние свечи, то происходит это потому, что маленький еврейский мальчик однажды осмелился мечтать.Мендл Калменсон