С чего начинается Тора?Колодец, который искал Моше Великий мудрец, Хатам Софер, задает вопрос: «Зачем нужна была вся эта история? Ради чего Моше должен был извлечь воду именно из «особенной» скалы? Зачем давать народу повод подозревать Моше, чтобы в результате произошло то, что произошло? Хатам Софер раскрывает нам удивительную вещь: Всевышний хотел показать нам нечто совершенно неведомое… В недельной главе Хукат рассказывается, что со смертью пророчицы Мирьям, исчез колодец, который поил евреев в пустыне. И Моше был вынужден искать источник воды. «И сказал Г-сподь Моше: Возьми посох и собери общину ты и Аарон, брат твой, и скажите скале перед глазами их, чтобы она дала из себя воду. И извлечешь ты для них воду из скалы, и напоишь общину и скот их…» (Бемидбар, 20: 7-8)Мидраш рассказывает, что когда Моше стал искать скалу, народ наблюдал за этим в удивлении и недоумении: - Что здесь происходит? Мы-то думали, что Моше произнесет: «Скала, скала, дай воду!», - и потечет вода. Если нужно искать скалу, что-то здесь подозрительно. Зачем Моше нужно искать скалу? Не иначе, как потому, что он знает примету, по которой можно отыскать источник, скрывающийся под скалой. Поэтому он ищет особенную скалу, чтобы ударить по ней посохом. А потом он скажет нам, что произошло чудо. Тогда они сказали Моше: «Не ищи «особенную» скалу. Извлеки нам воду из ЭТОЙ скалы. Если твои слова сбываются – «праведник постановляет, и Всевышний делает по его слову», тогда почему же ты ищешь особенную скалу? Это подозрительно! Кто знает, какими ухищрениями ты пользовался до сих пор, выдавая их за чудеса?» Говорится в Мидраше[1], что Моше разыскивал ту особенную скалу, под которой скрывался колодец Мирьям. И когда Моше увидел, что народ ропщет, возмущается и готов восстать, и тогда может произойти, не дай Б-г хилуль А-Шем, осквернение Имени Творца, ибо люди теряют веру во Всевышнего и Его посланника. Может быть, надо освятить Имя Творца, пусть даже ценой нарушения Его приказа, чтобы показать народу, что можно извлечь воду из всякой скалы?Великий мудрец, Хатам Софер, задает вопрос: «Зачем нужна была вся эта история? Ради чего Моше должен был извлечь воду именно из «особенной» скалы? Зачем давать народу повод подозревать Моше, чтобы в результате произошло то, что произошло? Хатам Софер раскрывает нам удивительную вещь: Всевышний хотел показать нам нечто совершенно неведомое. Всевышний может извлечь нам воду из всякой скалы. Однако Он хочет поведать нам, чтобы мы знали, что - до конца всех поколений – всякая вода, которая будет у нас, будет в заслугу пророчицы Мирьям. Это та самая праведница, которая была готова на самопожертвование ради Моше. В Торе говорится[2], что именно Мирьям осталась наблюдать за корзинкой с маленьким Моше, которую его мать оставила в тростнике. Она хотела убедиться, что Моше попадет в хорошие руки. Согласно закону фараона, за укрывание еврейского ребенка полагалась смертная казнь. Если бы нагрянули египетские полицейские, то обнаружив корзинку с младенцем, они немедленно бы прочесали окрестности, разыскивая нарушителей закона. Участь Мирьям была бы предопределена… Мирьям прекрасно это понимала, но она была готова пожертвовать собой ради Моше. И всю свою жизнь она молилась о бедах еврейского народа. На это указывает ее имя. Буквы слова «мар», означающего горечь, совпадают с буквами ее имени – она воистину чувствовала горечь души каждого еврея! Когда еврейский народ в беде, человек должен ощущать горечь в своей душе, а не успокаивать себя тем, что у него-то все в порядке… Человек который запирается от народной беды в своей уютной квартирке, решая, что это не его дело, может скоро узнать на своем опыте, что такое беда. Нужно чувствовать беду народа как свою личную. Садиться на пол, плакать: «Владыка мира! Что же происходит с нами. Как это так - убивают евреев? До каких пор?!»…Когда фараон приказал еврейским акушеркам, Мирьям и Йохевет убивать новорожденных мальчиков, и они ослушались его, тогда он приказал своим людям убить отважных женщин. «Мидраш Раба» рассказывает, что всякий раз, когда посланцы фараона приближались к ним, Всевышний делал для них чудо, превращая их в колонны домов [3].И если так, то как нам узнать о величии Мирьям, о том, что все – в заслугу Мирьям, что вся вода – до конца поколений – в заслугу Мирьям? – Источник Мирьям находится в Кинерете. Сегодня весь Израиль пьет из Кинерета, мы все пьем из колодца Мирьям. Но каким образом люди должны были понять, что вся вода – до конца поколений – будет приходить в заслугу Мирьям, что всякий раз, когда из-под земли начинает бить новый источник – это заслуга Мирьям? И поэтому, после кончины Мирьям - говорит Хатам Софер, - еврейский народ должен был это понять. Именно этому пришла Тора нас научить. Даже ценой того, что Моше не войдет в Страну Израиля! Ибо Всевышний знал изначально, что Моше не войдет в Землю Израиля. И Всевышний предвидел, что из-за того, что Моше будет вынужден искать «особенную» скалу, народ начнет роптать и бунтовать против Моше. И что произойдет, то, что произойдет, и еврейский народ не удостоится того, чтобы Моше ввел его в Страну Израиля. Всевышний знал все. Однако Всевышний сказал: - То, что необходимо сейчас, в данный момент – это чтобы еврейский народ узнал, что вся вода – до окончания поколений – будет приходить исключительно в заслугу праведников. Если есть вода в Израиле, если есть вода во всем мире – это только в заслугу праведников! И в основном – в заслугу Мирьям, благодаря которой приходят воды для всех поколений. Это то, чего желал Творец: чтобы люди поняли, что в заслугу праведников приходит пропитание всему миру. И это первое, что человек должен знать: что мир стоит на праведниках, ибо «Праведник – основание мира»![4] И что следует искать этих праведников, на которых воистину держится мир – идти от праведника к праведнику, от ешивы к ешиве. Искать – кто же тот истинный праведник, в заслугу которого приходит в мир пропитание. Это то, чему Всевышний хочет научить нас: - Я не желаю, чтобы Моше извлек воду ни из какой-либо другой скалы, кроме как из «особенной» скалы Мирьям. Да, Моше может извлечь воду из всякой скалы. Однако Я хочу, чтобы люди знали - до конца всех поколений, - что вода, которая у них есть, и которая будет - до конца всех поколений – приходит исключительно в заслугу праведницы Мирьям, пророчицы Мирьям. Что всякий источник в мире - в заслугу Мирьям. И это самое первое, что человек должен осознать, ибо в этом – основа выполнения всей Торы. Ведь люди привыкли говорить: Есть много праведников! Да, действительно сказано: «Народ твой – все праведники» - у всех есть доля в будущем мире. Однако есть великие праведники, праведники, единственные на много поколений. Праведники, которые приводят в мир воду, приводят манну, приводят Облака Славы. Они защищают еврейский народ и весь мир от всех бед. Именно они защищают – и никто другой! И это – главное основание мировоззрения; основа основ, на которой держится все. Чтобы человек не распух от гордыни, полагая, что это ЕГО молитва работает, что это он сам добился чего-то в заслугу ЕГО изучения Торы. Однако человек должен знать, что ВСЕ - в заслугу праведников, что весь мир стоит на них, что это основа и фундамент всей Торы. [1]Мидраш Раба, гл Хукат (20:8)[2]Шмот (2:4)[3]Так Мидраш трактует стих (Шмот 1:21) «И так как повитухи боялись Б-га, то устроил Он их семейства» (буквально «сделал их домами»)[4](Мишлей 25, 10).
автор рав Элиэзер Берлянд