Четвертый цикл обсуждения






ГЛАВА “БАЛАК”


Место в Торе: Бамидбар, гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.


Почему она так называется?


Название дано по имени, которое употреблено в первой фразе главы: “И увидел Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль с эмореями”.






Наша сегодняшняя глава начинается с рассказа о том, что Балак, царь страны Моав, узнал, что израильтяне сделали с эмореями (с помощью Всевышнего победили их), и испугался (см. на сайте обзор недельной главы Балак, второй годовой цикл). А, испугавшись, и не надеясь более на собственные силы, послал гонцов к известному “колдуну” и предсказателю Биламу — с просьбой, чтобы тот проклял народ Израиля (см. на сайте обзоры недельной главы Балак, первый, второй и третий годовые циклы).


Несомненно, Билам был нееврейским пророком и обладал особыми способностями. Слава о нем распространилась по всему региону. Из уст в уста передавалась информация, что он, Билам, обладал такой мощной энергией, что мог, приложив “энергетические” усилия, уничтожить целые народы. Но, забегая вперед, сразу же скажем, что его план — навредить евреям, не удался. Несмотря на все его старания, еврейский народ, оказавшись в эпицентре внимания Билама, не пострадал.


Особенность нашей недельной главы состоит в том, что история рассказывается не “изнутри”, от имени евреев, как это делается обычно, но — “извне”, со стороны неевреев. Таким образом, мы как бы получаем возможность услышать их разговоры, понять, какие интриги и козни сплетали вокруг наших предков враги.


Если посмотреть в глубь самого явления, можно сказать, что Билам на самом деле представлял собой модель отношения окружающего мира к евреям, прототип антисемитизма всех времен. Поэтому рассказ о нем для нас так важен.


И еще подчеркнем, что данное в нашей недельной главе описание — не первый случай, когда Билам пытался сыграть определенную негативную роль в истории еврейского народа.


Но откуда взялся этот Билам? Откуда возникла его ненависть к евреям?


В Талмуде (трактат Сота, лист 11) приводятся сведения о совете у фараона. Призвал фараон, — рассказывает раби Хия (великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, первое поколение, начало 3-го века), который почерпнул эту информацию в высказываниях раби Шимона (раби Шимон бар Йохай — один из крупнейших Учителей Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век), — трех мудрых людей, чтобы они подсказали ему, как разрешить “еврейскую проблему”. На этом “августейшем” совещании присутствовали Билам, Иов и Итро.


Билам, который дал совет уничтожить евреев, погиб сам. Иов промолчал, не подозревая, что за это он будет подвергнут страшным страданиям. Итро, как сообщает Талмуд, не хотел евреям зла. Чтобы спасти собственную жизнь, он был вынужден бежать из дворца фараона. Своей “лояльностью” по отношению к евреям он заслужил великих потомков.


Итро — прототип человека (нееврея), руководствующегося в своей жизни принципами высокой морали. Независимо от обстоятельств и принадлежности к определенному народу или касте, он всегда готов вступиться за людей.


Иов, храня молчание, преследовал свою цель: он хотел обезопасить себя — чем бы ни закончилась история с евреями, она не должна была задеть его лично. Тяжелейшие страдания, пережитые им — следствие некоторого его равнодушия к людям.


Иов, пожалуй — совсем неплохой человек. Ведь и он не стремится кому бы то ни было причинить зло. Но это — лишь самая нижняя отметка шкалы, определяющей суть понятия “хороший человек”. Страдания других и не принимал тогда слишком близко к сердцу, поэтому он сам подвергся страданиям. Чтобы на собственном опыте ощутить, каково человеку, который страдает.


Билам же — откровенное воплощение человеконенавистничества и зла. Он выступил с предложением уничтожить целый народ. Его “темная” сущность отражена в его имени, которое образовано от двух слов — бли ам (без народа). Он готов воспользоваться полученным Свыше даром, чтобы уничтожить народ. Если, конечно, предложенная за это цена покажется ему вполне достойной…





Талмуд (трактат Авот, лист 5) выделяет самые яркие, самые опасные негативные черты в характере Билама. Это, — подчеркивают наши Учителя, — “дурной глаз” (сосредоточенность на том, чтобы видеть в людях только дурное), высокомерие и “жадность души” (желания, которые он испытывал были несоразмерны с обычными человеческими потребностями)”.


Эти три основные черты и определили его мировоззрение. Сам себя он считал “центром вселенной”. В душе его не оставалось места для других.


Как мы понимаем, уникальность человека бывает не только со знаком “плюс”, но и — со знаком “минус”. Билам, несомненно, был уникальной личностью. Еврейская традиция, анализируя Билама, как некое из ряда вон выходящее явление, сравнивали его с выдающимися лидерами еврейского народа: с нашими праотцами Авраамом и Яаковом, с предводителем народа Израиля в период Исхода из Египта и странствий по пустыне — Моше Рабейну…


Анализируя текст Торы, наши Учителя отмечают, что существует дословная текстовая параллель между фрагментами, где описывается жизнь Авраама и жизнь Билама. И в этой параллели заключен глубокий символический смысл.


Возьмем такой пример.


И Билам и Авраам, — рассказывает Тора, — “встали очень рано” и оба оседлали ослов. Однако осел Авраама в оригинале Торы на иврите назван хамор (женский род — хамора). Тем не менее, чтобы обозначить ослицу Билама Тора пользуется совершенно другим ивритским словом — атон.


Что подразумевается под этим лексическим различием?


Это означает, — поясняют комментаторы, — что Авраам (народ Авраама, его потомки) одержит верх над Биламом.


В языке иврит есть слово хомер, которое пишется практически так же, как и слово хамор. И переводится оно как — “материал”, “некая физическая субстанция”. Отсюда и выражение “запрячь осла” нередко используется как символ физического превосходства (иная грань сопоставления Билама с Авраамом отмечена в одном из предыдущих обзоров нашей главы — см. на сайте обзор недельной главы Балак, второй годовой цикл).


Ослица Билама (атон) как будто бы — обыкновенное животное. Но даже одно это подчеркивает явный перевес “животного начала” в ее хозяине. Впечатление усиливают диалоги, которые происходят между ними — ослица разговаривает со своим седоком. Они, словно — на равных. И при этом, — подчеркивают Учителя, — Билам грубо, жестоко обращается с животным, что тем более недопустимо, потому что он пользуется его услугами.


Что же мы видим в результате?


От Авраама произошел многочисленный народ, — отмечают далее Учителя. — От Билама же потомков вообще не осталось…


Когда наши Учителя сравнивают Билама с Моше, они, прежде всего, говорят о том, что никогда не было в еврейском народе пророка такого высочайшего уровня, как Моше Рабейну. И тут же указывают, что и в среде неевреев был пророк. Правда — единственный. И это, несомненно — Билам (Мидраш к книге Дварим — Сифри к главе Ве-зот а-браха, 16).




“Пересечение” Билама с нашим праотцем Яаковом лежит в сфере пророчеств.


И тому и другому было дано особым зрением увидеть эпоху прихода Машиаха. И даже когда Яаков теряет свою способность видеть будущее (см. на сайте обзор недельной главы Вайехи, второй годовой цикл), Билам все еще продолжает описывать конец времен. В нашей главе он произносит: “Вижу его, но не сейчас, всматриваюсь в него, но не близко: взошла звезда от Яакова...” (Бамидбар, гл. 24, ст. 17).


Это видение обычно понимают, как пророчества о временах Машиаха, где Билам связывает будущее народов с Яаковом.


Поскольку нам важно понять сущность Билама (ведь он — прототип антисемита всех времен), восстановить в воображении его образ, отметим, что сравнения этого “воплощения зла”, направленного против евреев, с выдающимися личностями еврейской истории, которые представляет еврейская традиция, нужны для того, чтобы его черты проступили перед нами четче, рельефнее.


С этой же целью наши Учителя проводят еще одну, возможно, не столь очевидную, но — весьма углубленную, параллель, сопоставляя Билама с отрицательным “персонажем” из Торы — Лаваном (наиболее широкое распространение это сравнение, надо сказать, получило в мистической литературе).


Итак, в самом тексте Торы сказано, что Всевышний “говорил” с Лаваном, а позднее — с Биламом, “вечером”. И фразеологически оба фрагмента — идентичны.


Что их связывает?


Наши Учителя говорят, что Билам — один из гильгулей (реинкарнация) Лавана. Об этом, в частности, комментируя Талмуд (трактат Санѓедрин, лист 105), упоминает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).


Этим и обусловлено, вероятно, их “психологическое” сходство.


Оба, Лаван, и Билам, “не по назначению используют” дар, пожалованный человеку Творцом — способность говорить. Лаван слыл лжецом и обманщиком. Билам собирался использовать свой речевой дар, чтобы проклясть еврейский народ.


На самом деле суть сопоставления — еще глубже.


В Пасхальной Агаде читаем, что Лаван хотел “уничтожить все”. В Торе как будто бы напрямую не сказано, что Лаван мечтал извести еврейский народ. Подобные устремления амалекитян или, к примеру, Эсава описаны ясно. Но про Лавана так не написано. У Лавана был, казалось бы, иной план, имеющий “чисто практическую” подоплеку. Он хотел, чтобы Яаков остался с ним, в его доме. Оно и понятно: с тех пор, как Яаков пришел к Лавану, его жизнь материально несравненно улучшилось — он стал гораздо состоятельнее.


Однако давайте посмотрим на все, что произошло между Лаваном и Яаковом, с другой точки зрения. Если бы Яаков, уступил уговорам тестя и остался, быть может, никогда не родился бы независимый еврейский народ. Еврейская община представляла бы собой некую подгруппу внутри народа Лавана. Именно это и имеет в виду Пасхальная Агада, когда свидетельствует: Лаван не хотел допустить рождение еврейского народа.


Все, о чем мы здесь рассуждали, позволяет нам увидеть Билама в ином свете — как “обновленную, усовершенствованную” модель Лавана. Он тоже стремится уничтожить еврейский народ. Более того. Когда Билам понял, что он не в состоянии искоренить наш народ физически, он придумывает иной план — план уничтожения путем ассимиляции…





Что происходит с “плохим”, игнорирующим законы Творца человеком, когда он сталкивается со своей противоположностью или даже просто — с людьми, на него не похожими?


Он, прежде всего, находит оправдание собственной жизненной позиции и старается “стереть” подмеченные различия. А поскольку такой человек сконцентрирован на себе, ему важно “повсеместно” утвердить свой взгляд на мир, и он ищет способы разрушить то лучшее, что он видит в отличающихся от него людях.


Именно на этом и строится психологии Билама.


Билам — умен. Он видит и понимает, что еврейский народ выделен Всевышним и призван выполнять в мире особую миссию. Он знает, что этот народ коллективно принял свое предназначение. И больше всего его, индивидуалиста, поражает в еврейском народе — возвышенное ощущение общности. В его изощренном “мыслительном аппарате” зреют коварные планы. И можно представить себе, каким образом он пытается их оправдать.


Оправданием, собственно, служит подстроенное под его личностные особенности, сформулированное им индивидуалистическое мировоззрение. По его понятиям, например, “нормальный” индивидуум не способен выжить внутри общественной структуры, ибо общество — всего лишь “машина”, “высасывающая” из людей то, что отвечает потребностям верхушки этого общества.


Только слабые, говорит себе Билам, нуждаются в подобной жизненной структуре. Сильному человеку, каковым он считает себя, не нужен народ. И мы видим, что эта идея заложена в нем изначально, ибо выражена в его имени: Билам — бли ам (без народа).


Билам, разумеется, подмечает, что еврейская община — едина. И вместе с тем, каждый ее член не теряет свою индивидуальность. Эта община организована таким образом, что в ней заведомо не должно быть соперничества (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Насо, четвертый годовой цикл). И это обеспечивает мирное сосуществование индивидуумов, без раздоров. С другой стороны, принятие Торы и заповедей Творца обуславливает приверженность евреев высоким моральным принципам.


Все это приводит Билама к мысли, что пока евреи объединены и служат Творцу, победить их — невозможно.


Значит, прежде всего, необходимо разрушить их единство. Но как?


Извращенная логика подсказывает ему: чтобы поставить народ на колени, надо подорвать базисные отношения в обществе — отношения между мужем и женой. И если удастся сделать это, можно не сомневаться, что разрушение общественных основ разрушит и само общество (анализ намерений Билама на более глубоком уровне — см. обзор недельной главы Балак, первый годовой цикл).


И вот, в конце нашей недельной главы мы читаем, что Билам дает совет собрать самых красивых женщин Моава и разместить их в шатрах неподалеку от еврейского стана.


Идея Билама проста: женщины будут заманивать в свои шатры еврейских мужчин, соблазнять и развращать их. Иными словами — именно они подточат народ изнутри. Причем, не только физически, но и — духовно.


— Начните с тела, — напутствовал моавитянок Билам, — и не останавливайтесь, пока не овладеете и их душами...





Чтобы понять, насколько серьезной была опасность, которая угрожала еврейскому народу, нам следует иметь представление о философских позициях “архитектора” хитроумного “ступенчатого” плана разрушения еврейской общины. Поэтому подчеркнем, что Билам принадлежал к числу идолопоклонников и поклонялся особому идолу — Баал-Пеору.


В чем же состояла “исключительность” этого идола?


В первую очередь — в особенностях ритуалов служения этому божку. В числе прочих ритуальных действий, обязательным элементом в церемонию служения входил обычай испражняться перед идолом.


У нормального человека подобные действия могут вызвать лишь чувство отвращения. Но ведь это — не просто “хулиганские выходки”. Это — доведенное до абсурда, до крайней степени, выражение концепции вседозволенности.


Приверженцы культа Пеора верили: все, что естественно — не только не постыдно, но — “свято”. Поэтому в данном случае этот странный обычай стал для них принятой моделью служения. Это объясняет поведение Зимри (один из предводителей колена Шимона, дух которого, как мы увидим в следующей недельной главе, был сломлен красавицей-моавитянкой), который не счел нужным скрывать от людей свою незаконную интимную связь с женщиной.


Если все естественное — свято, исчезают границы морали и нравственности. Любое поведение — допустимо, любые человеческие черты — легитимны. В том числе, жестокость и грубость, которые были присущи Биламу. И в этом, с точки зрения философии служителей Пеора, не было ничего предосудительного.


В такой философии есть и другая сторона. Если святы — естественные, физические потребности человека, в жизни людей нет места духовности. Центром “культового служения” становится, по сути, сам человек (см. обзор недельной главы Балак, первый годовой цикл).


В этой ситуации реализация плана Билама, который собирался, расшатав нравственные устои еврейской общины, ассимилировать евреев в среде других народов, представляла, как мы теперь понимаем, серьезную угрозу духовности еврейского народа.


На начальном этапе осуществления “проекта” Билам, отметим, уже совсем, было, уверился в том, что будет праздновать победу — соблазнившись на его приманку, в созданную им ловушку попадали тысячи евреев. Но, на наше счастье, в еврейской среде нашлись люди, способные остановить процесс разрушения, а самого Билама — уничтожить физически (а это было непросто — Билам владел магией, как никто другой в нееврейском мире).


В конечном итоге победителем в схватке с Биламом стал Иегошуа, потомок Йосефа. И это — факт, интересный для нас, сам по себе. Ведь именно Йосеф отличался тем, что умел противостоять соблазнам (вспомним историю с женой Потифара).


Отметим и другой момент: Яаков сказал своей семье, что настало время возвратиться в Землю Израиля (то есть — создать на заповеданной Всевышним земле еврейский народ, как единую духовную общность) сразу после рождения Йосефа.


Иегошуа, потомок и духовный наследник Йосефа, не боялся ни самого “колдуна”, ни его магических чар. Прежде всегго, потому, что был душой и сердцем предан Всевышнему…


Содержанием недельной главы Балак Тора еще и еще раз напоминает нам, что главное в нашем существовании — расположение к нам Творца мира. Какие бы страшные, направленные против нас, планы ни вынашивали другие народы, сколько бы ни старались они уничтожить нас, их устремления будут тщетны, если Всевышний — с нами. И никакое колдовство, никакие проклятия не нанесут нам вреда.


От нас лишь требуется, чтобы мы хранили любовь к Творцу, постигали Его Мудрость в Торе и шли Его путями..


В финальной части нашей недельной главы звучит оптимистическая нота: “Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль!” (Бамидбар, гл. 24, ст. 6).


Автор текста раввин Ари Канн