Законы раскаяния. Глава 7
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ, из цикла «Законы раскаяния», темы: Тшува, Рамбам, Раскаяние, Рош Ашана
В чем, когда и как следует раскаиваться
§6. Велико раскаяние, ибо оно приближает человека к Шхине, как сказано: «Вернись, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему» (Ошейа, 14:2), и сказано: «“И не вернулись вы ко Мне”, — изрек Г-сподь» (Амос, 4:6). И сказано: «Если ты вернешься, Израиль, — изрек Г-сподь, — ко Мне вернешься». То есть, если ты раскаешься, то прилепишься ко Всевышнему. Раскаяние приближает далеких: вчера был человек нелюбим Всевышним, отвратителен Ему, отдален от Него и мерзок; сегодня — любим, желанен, близок ко Всевышнему, друг Его. Так ты находишь, что в тех же выражениях, какими говорит Святой Творец, благословен Он, об удалении грешников. Он говорит и о приближении раскаявшихся, как отдельных людей, так и всей общины: «И будет: вместо того, что говорилось о них: “Вы — не Мой народ”, будет о них сказано: “Сыны Б-га живого”» (Ошейа, 2:1). Сказано о Йехонияу, когда он был грешен: «Напишите: человек этот бездетным будет, муж, которому не будет удачи в жизни…» (Ирмияу, 22:30); «Даже если бы Конияу, Йехонияу сын Йеоякима, царь Иудеи, был бы печатным перстнем на Моей правой руке, Я бы и оттуда сорвал тебя» (Ирмияу, 22:24). Когда же он в изгнании раскаялся, сказано Зрубавелю, его потомку: «В тот день, — изрек Г-сподь Воинств, — возьму тебя, Зрубавель, сын Шальтиэля, раба Моего, — изрек Г-сподь Воинств, — и надену тебя как печатный перстень на перст Мой» (Хагай, 2:23).