Доверие к негативной информации
День 106. Информация из вторых рук16 тевета -17 тамуза
"Сефер Хафец хаим"Информация из вторых рукЗаповедь ло тиса шема шав - «Не разноси ложного слуха» (Шмот, 23:1) запрещает принимать негативное высказывание о человеке или о группе людей как бесспорный факт.Чтобы точно сообщить о чьих-то поступках или высказываниях, нужно глубоко знать ситуацию, в которой это произошло. А также предшествующие ей события, которые к этому привели. И еще необходимо адекватно воспринимать и понимать строй мыслей того, о ком говорится, и манеру его разговора.Если вы сами не были свидетелем событий, вы не должны с полным доверием относиться к чужим сообщениям, ибо такая точность практически невозможна. Безоговорочно полагаться на объективность и глубину понимания свидетеля неблаговидного поведения Тора считает наивным и неправильным. Кроме того, передавать о человеке негативную информацию без конструктивных целей, значит совершать грех лашон а-ра - поэтому честность и прямота свидетеля, нарушающего этот закон, уже под вопросом, и нельзя воспринимать его слова как вполне истинные и точные. По закону Торы, бейт-дин (раввинский суд) принимает как факт только свидетельство двух достоверных свидетелей, да и то лишь после очень подробного опроса, чтобы устранить возможную ошибку.
"Сефер Шмират а-лашон"Изменить точку зренияСовершенствование характера, которого требует от нас Тора, вполне в наших силах.«Не мсти и не храни злобы на сынов твоего народа, а люби ближнего своего, как самого себя. Я Г-сподь» (Ваикра, 19:18).Почему здесь сказано «Я Г-сподь»?Дело в том, что выполнить эту заповедь очень трудно. Представим себе, что в какой-то ситуации человеку понадобилась помощь соседа. И сосед мог бы помочь, но не спешит с проявлениями дружбы, а напротив, расстраивает отношения. Легко ли при таких обстоятельствах не держать зла на соседа и любить его, как самого себя?Однако если Тора этого требует, значит, это в наших силах. Поясним примером, как происходит выполнение заповеди в таком трудном случае.Реувен, сосед Шимона, за что-то невзлюбил его и весьма нелестно о нем отзывался. Однажды Йеуда, известный своей прямотой, говорит Реувену: «Недавно я видел, что Шимон посетил Р., одного из мудрецов, глав поколения, известного своей праведностью. Р. проявил к Шимону большое уважение и симпатию. Думаю, друг мой, что твое мнение о Шимоне ошибочно».Немного помолчав, чтобы осмыслить эту информацию, Реувен отвечает: «Возможно. Я был убежден, что Шимон дурно со мной поступил. Но, может быть, я заблуждался по естественной склонности человека считать себя правым во всяком споре. С другой стороны, может быть, этот Шимон так хитер и лжив, что способен обмануть даже мудреца, внушив ему, что он человек хороший. Твое сообщение, конечно, заставляет задуматься, но я не вполне убежден. Во всяком случае, с этого момента хотя бы временно я перестаю плохо говорить о Шимоне».Судя по ответу, позиция Реувена только слегка поколебалась. Но перемены уже начались. При правильном подходе его точка зрения может измениться полностью, и продолжение рассказа нам это продемонстрирует.
http://www.istok.ru/library/books/chofetz-chaim/daily-lesson_11509.html