МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

________________________________________

К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"


Комментарий к Торе

Книга Бемидбар (Числа)

Недельный раздел Пинхас


Пинхас Полонский


Личность в противостоянии обществу


1. Правильно ли поступил Пинхас?

2. Закон о "религиозном аффекте"

3. "И встал Пинхас из общины"

4. Иеhошуа бин-Нун - "человек, в котором дух"

5. Пинхас ответственен за духовное, а Иеhошуа бин-Нун - за военное руководство

[1. Правильно ли поступил Пинхас?]

И жил Израиль в Шитиме, и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава. И приглашали они народ к жертвам божеств своих; и ел народ, и поклонялся божествам их. И прилепился Израиль к богам моавитянским. И возгорелся гнев Господа на Израиль. И вот некто из сынов Израиля пришел и подвел к братьям своим мидьянитянку пред глазами Моисея и пред глазами всей общины сынов Израиля, а они плакали у входа Шатра Соборного. И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою. И вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил их обоих, израильтянина и женщину в чрево ее; и прекратился мор среди сынов Израиля. И было умерших от мора двадцать четыре тысячи. И Господь сказал Моисею, говоря: Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них; и потому не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Посему скажи: вот, даю Я ему Мой завет мира; и будет он ему и потомству его после него заветом священства вечного, за то, что он вступился за Бога своего и искупил сынов Израиля. Имя же убитого израильтянина, который убит был с мидьянитянкой, Зимри, сын Салу, из начальников колена Шимона. А имя убитой женщины-мидьянитянки - Козби, дочь Цура, из родоначальников Мидьяна он... (Числа, гл. 25).

Правильно ли поступил Пинхас? С одной стороны, его заслуги очевидны: мор прекратился, народ отшатнулся от дочерей Моава и Мидьяна и от их идолов, и тысячи евреев были спасены. С другой стороны, Пинхас казнил нарушителя без всякого суда, да и вообще формально за подобный проступок (связь с нееврейкой) Зимри вовсе не была положена смертная казнь. Более того, мидраш сообщает нам, что евреи сначала сочли действия Пинхаса совершенно незаконными и хотели казнить его за убийство, и только прямое вмешательство Всевышнего спасло его, когда Бог сказал: "Пинхас отвратил гнев Мой от сыновей Израиля; и за это Я заключаю с ним завет вечного мира". Пинхасу и потомству его поэтому навечно было отдано первосвященство.

[2. Закон о "религиозном аффекте"]

В иудаизме существует специальный закон о "религиозном аффекте". Человек, который подобно Пинхасу "горит ревностью за Господа" - если он при этом человек, чрезвычайно пунктуально соблюдающий Закон, как в области заповедей по отношению Богу, так и в области заповедей по отношению к окружающим людям, - то такой человек, если он иногда и действует "слишком ревностно", то имеет на это право. (Надо отметить, что речь идет именно о действии в состоянии аффекта; и если такой человек придет к раввину и спросит: "Можно ли так поступить?" - то он получит в ответ категорическое "Нет!") И на примере данной недельной главы мы видим, что в критической ситуации только поступок Пинхаса смог спасти евреев.

[3. "И встал Пинхас из общины"]

Ключ к пониманию достоинств Пинхаса, которые не только дали ему право на столь резкие действия, но и сделали его первосвященником, т.е. религиозным главой и учителем общины, можно обнаружить в несколько необычных словах Торы: "И встал Пинхас из общины". В то время, когда все сидели и плакали, не будучи в силах остановить катастрофу, Пинхас сумел противопоставить себя и людям, и даже сухой формуле закона. Он понял, что если не остановить начавшийся в лагере мор, то ситуация обернется катастрофой, и поэтому он пошел наперекор всему руководству народа, бывшему в состоянии шока и не способному к действию. Пинхас смог подняться до такого уровня, когда личное ощущение правоты совпадает с правотой Всевышнего, и потому получил право быть духовным лидером народа.

[4. Иеhошуа бин-Нун - "человек, в котором дух"]

Примечательно, что в этом же недельном разделе рассказано далее о просьбе Моисея к Богу назначить ему достойного преемника на посту национального руководителя. И на это Всевышний отвечает: "Возьми себе Иеhошуа бин-Нуна, ибо он человек, в котором дух"; иными словами, Иеhошуа - настолько сильная личность, что он способен противостоять всем и каждому и принимать решения, не считаясь с минутным настроением толпы. Эта сила проявилась, например, тогда, когда Иеhошуа отстаивал необходимость идти в Эрец-Исраэль, вопреки единодушному сопротивлению десяти других "разведчиков", призывавших отказаться от завоевания Святой Земли.

[5. Пинхас ответственен за духовное, а Иеhошуа бин-Нун - за военное руководство]

Тора разграничивает власть светскую и власть духовную. Пинхас ответственен за руководство духовное; Иеhошуа - за руководство военное, материальное, его главная обязанность - захватить страну и справедливо разделить земли между всеми евреями. При этом Иеhошуа со своими вопросами: как вести войну, как справедливо управлять общиной - должен обращаться напрямую к Всевышнему, а не к первосвященнику, потому что духовная власть в таких вопросах имеет право только советовать, а не решать. Каждая из властей в своей сфере должна руководить всем народом в целом; и ни одна из них не имеет права подавлять другую.

Будучи независимыми ветвями власти, духовное и светское руководство народом требуют каждое равно великой личности. Иеhошуа и Пинхас, которые в состоянии противопоставить себя общественному сумасшествию и в нужный момент "встать из общиный Израиля", являют собой образец светских и духовных лидеров, способных остаться верными миссии, возложенной на них Всевышним, и обуздать народ, когда он склоняется к превращению в толпу.


http://www.machanaim.org/