МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр ________________________________________К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"
Комментарий к ТореНедельный раздел "Пинхас"
Милость людей и милость Всевышнего
Мириам Китросски
В нашей главе – знаменитая история о дочерях Цлофхада. Умные дочери Цлофхада набрались смелости и «предстали они перед Моше… и перед всем обществом у входа в шатер откровения» и попросили, обосновывая при этом свою просьбу: «отец наш умер… и сыновей у него не было. почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его? из-за того ли, что нет у него сына? дай нам владение среди братьев отца нашего!». Когда Моще представил их просьбу перед Всевышним, Бог сказал ему: "справедливо говорят дочери Цлофхада. дай им в удел владение среди братьев отца их и отдай удел отца их им».Эта история – триумф феминизма: вот, женщины оказались «правее Моше». Слава Богу, в ТаНаХе немало умных, праведных и доблестных женщин: наши праматери, Хана, Авигайль, «умная женщина из Ткоа», Двора и Яэль, о которых мы уже писали… Но в обсуждении истории о дочерях Цлофхада мы можем найти нечто большее, чем просто утешение, что и женщины бывают молодцы. Вот мидраш, который мы находим в Сифрей:«Когда дочери Цлофхада узнали, что земля будет распределяться между коленами Израиля, но только среди мужчин, они собрались, чтобы обсудить это дело. И сказали они: милость людей из плоти и крови не такова, как милость Святого, да будет Он благословен. Люди милостивы больше к мужчинам, чем к женщинам, но у Святого, да будет Он благословен - Добр Господь ко всем, и милосердие Его на всех творениях (Теhиллим 145:9).» (Сифрей к главе Пинхас)Это для нас гораздо важнее, чем знать, что женщинам есть чем ткнуть в глаза мужчинам и сказать: мы тоже не хуже вас. Мидраш в Сифрей затрагивает здесь самую суть вопроса, говоря: Всевышний позаботится о Своих творениях даже в тех случаях, когда Его собственный закон, казалось бы, против них. Вглядимся в эти законы. У закона о разделе земли было свое обоснование. Обетованная земля делилась между двенадцатью коленами в соответствии с их численностью. Если бы женщины тоже наследовали вместе с их братьями, из-за браков женщин одного колена с мужчинами другого колена, земельные наделы переходили бы от одного колена к другому. Это нарушило бы равенство первоначального деления, увеличив надел одного колена и уменьшив другого.Следует отметить, что и вообще закон о наследовании не слишком милостив к женщинам. Если у умершего есть сыновья, по закону Торы наследуют только они, но не их сестры. В случае дочерей Цлофхада Всевышний дал ясное указание дать надел женщинам, если нет наследников-мужчин. Но как же Он заботится о наследницах-девочках в случае, когда есть и мальчики?Закон Торы о наследовании обращен к обществу, в котором у женщин не было финансовой независимости, и заботились о них родственники мужского пола – муж, отец, братья. Поэтому естественным образом наследовали мужчины, а уж дальше из унаследованного они должны были заботиться о сестрах и т.п. Постепенно общественный уклад менялся, и по мере этих изменений издавались раввинские постановления, обязывающие бейт-дин дать какое-то наследство и девочкам, например, постановления общин Толедо и Вальядолиды 14 века, сформулированные в респонсах Ритба. Эти постановления шли с некоторым запозданием по сравнению с реальным изменением ситуации. Если вернуться к мидрашу из Сифрей, можно сказать, что тогда как милость Всевышнего проявляется в реальных изменениях практического применения закона, в письменно зафиксированных раввинских постановлениях – милости людей из плоти и крови – эта практика находит свое выражение намного позже. Современная история еврейского закона о наследовании демонстрирует это чрезвычайно ярко.В 20 веке еврейское общество уже не могло допустить, чтобы дочери не наследовали наравне с сыновьями. В 1943 г. Совет Главного Раввината Земли Израиля принял постановления о процессуальных законах раввинских судов Земли Израиля. Эти постановления обязывали раввинские суды распределять наследство в соответствии с законами Британского мандата, в которых не делалось различия между сыновьями и дочерьми. Таким образом, на практике раввинские суды уже не могли действовать иначе. В своей книг «Еврейское право» Менахем Элон отмечает, что в сборник постановлений Главного Раввината, вышедший уже после создания государство Израиль, в 1960 г., постановление о равных правах наследования почему-то не вошло. На практике раввинские суды продолжают делить имущество в соответствии с этими законами, но «само то, что в сборнике постановления отсутствуют, - пишет Элон, - наводит на размышления». Наверное, эти размышления и приведут нас к выводу, что тогда как Всевышний, к нашему счастью, заботится о том, чтобы каким-то образом (пусть даже с помощью Британского мандата) осуществить справедливость по отношению к Своим созданиям (в данном случае – женщинам), «людям из плоти и крови» трудно это официально зафиксировать. Тем не менее, процессы идут - можно назвать их продолжающимся Откровением – и в конце концов они будут признаны и законодательно утверждены. Аналогичные процессы происходят и в других областях жизни женщин, и мы еще надеемся вернуться к этой теме.
http://www.machanaim.org/