Доверие к негативной информации
День 114. «Невинные» замечания24 тевета - 25 тамуза"Сефер Хафец хаим"
«Необдуманные» замечания
Говоря о надежности свидетельства, алаха особо выделяет так называемые «необдуманные» замечания - нечаянные, ненамеренные высказывания, когда человек не замечает последствий своих слов. Как правило, люди без необходимости не лгут, поэтому если не обращают внимания на то, что сказали нечто важное, можно допустить, что они говорят правду, и потому при определенных условиях алаха разрешает принимать такие замечания как факт.Алаха дает таким высказываниям статус свидетельства в двух случаях:1. Когда ясно, что в любом случае истина станет общеизвестной. Люди не сочиняют историй, если понятно, что их ложь откроется.2. Для установления факта, что упомянутого в речи человека уже нет в живых.Статус свидетельства никогда не распространяется на «невинные» негативные замечания. Это лашон а-ра, и им нельзя верить.
"Сефер Шмират а-лашон"
Рост и преодоление Страдания приближают к Б-гу.Мудрецы учат:Р. Элиэзер бен Яаков сказал: Человек должен быть благодарен Творцу, когда приходят страдания. Почему?Потому что страдание приближает к Нему, как сказано: «Создатель наказывает тех, кого любит» (Мишлей, 3:12).Когда к человеку приходят страдания, он должен принять их и выстоять, ибо награда его бесконечна (Мидраш Танхума, Ки теце 2).«Жди молча [спасения от] Г-спода, жди Его страстно (итхолел)» (Геилим, 37:7). Возложи на Него надежды. Если Он посылает тебе страдания, не отчаивайся, принимай свою долю, как музыкальный инструмент (Ялкут Шимони, Теилим, 729). (Слово «итхолел» - «жди страстно» - мидраш связывает здесь с «халилин» - «флейтой», ибо страдание - инструмент для выражения любви к Творцу.)Чтобы принимать страдания без горечи, с сознанием, что все происходящее - выражение Его воли, нужно делать это так, как сказано выше: Те, кого обижают, а они не отвечают обидчику тем же, их поступками движет любовь, они счастливы даже в горе. Их награда безмерна.Цадик рав Залман из Воложина (ученик Гаона из Вильно) с братом равом Хаимом, находясь в пути, зашли на постоялый двор. Хозяин резко отказал им в ночлеге. Братья продолжили путь. Вдруг рав Хаим заметил, что брат плачет. «Что ты плачешь, - спросил он, - стоит ли обращать внимания на его слова? Я их просто не заметил». И рав Залман ответил: «Не дай Б-г, чтобы я плакал из-за его оскорблений. Я плачу оттого, что меня все-таки это царапнуло, - я еще не достиг уровня тех, «кого обижают... и кто счастлив даже в горе» (из Сефер толдот адам).
http://www.istok.ru/library/books/chofetz-chaim/daily-lesson_11517.html