Недельная глава Маъсэй: С чего начинается родина...
Автор: рав Зеэв Мешков.
В главе Масъэй описываются границы Земли Израиля. Можно заметить, что они очерчивают территорию гораздо меньшую, чем было обещано Аврааму («от реки Мицраим до реки Прат»). Земли Амона, Моава и Эдома, которые были обещаны праотцам, не были отданы поколению Моше. Более того, ему было запрещено вступать в войну с этими народами. Это объясняется тем, что сыны Израиля не достигли достаточного духовного уровня, чтобы победить эти государства – способность завоевать и освоить землю определяется не только физической силой и военным превосходством, но и моральным уровнем, пониманием Торы и исполнением заповедей. Земля, данная поколению Йегошуа, распростирается от Иордана (на востоке) до Средиземного моря (на западе). На юге граница проходит по ущелью Маалат Акрабим, являющемуся естественным продолжением впадины Мертвого моря, захватывает Петру и Эйлат. Далее граница поворачивает на запад, описывая широкий полукруг и захватывая северную часть Синайской пустыни. Эта дуга выходит к самому крайнему рукаву дельты Нила. (По другим мнениям, рекой Египта назван не Нил, а вади Эль-Ариш.) На севере границы Земли Израиля доходят до гор Турей-Амнон, которые сегодня известны как Турос Амнос (значительная часть Ливанских гор). Далее граница выходит к Антиохии, находящейся на юге Турции, и по прямой линии направляется к реке Прат. От реки Прат спускается широкой дугой, захватывая северную часть Сирии и Дамасскую долину, и выходит к северному окончанию озера Кинерет. И оттуда по Иордану спускается до Мертвого моря. Сыны Гада, Реувена и половины колена Менаше попросили у Моше земли за Иорданом, отвоеванные у царей Сихона и Ога, которые не относятся к территориям, отданным тому поколению. Моше согласился выделить им эту территорию с условием, что все мужчины этих колен присоединятся к своим братьям в войне за завоевание Святой Земли, обещанной Всевышним, и только по окончании этой войны получат право на владение территориями за Иорданом. Освоение Земли Израиля считается святой обязанностью каждого еврея. Говорится, что даже жених и невеста, стоящие под свадебным балдахином, должны принять участие в исполнении этой заповеди, если обстоятельства потребуют этого. Нет ни одного авторитета в области галахи, который отрицал бы важность этой заповеди. Это одна из немногих заповедей, исполнение которой не отодвигается, даже если возникает опасность для жизни. Если человек полностью посвящает свою жизнь занятиям Торой, он все равно обязан принимать активное участие в заселении Земли Израиля и обороне ее границ (см. Рамбам, «Законы царей» и «Законы войны»). Земля Израиля – верная жена Земля Израиля – образ всего народа. Она (как и весь народ) подобна жене, и никто, кроме Всевышнего, не управляет ею, как сказано в книге Зогар: «Когда люди извращают пути свои... и грешат перед своим Господином, Б-жественное Присутствие уходит и не пребывает на ней (здесь речь идет о другой земле, не о Земле Израиля). И тогда она бывает поражена. Почему поражена? Потому что пребывает на ней другой дух (силы, используемые Творцом для наказания в то время, когда Он скрывает Себя) и поражает землю.» Может быть, и с Землей Израиля происходит так же? Но нет, мы учим: «На Земле Израиля не пребывает никакой другой дух, и никакой ангел не назначается править над ней, и никто не управляет ею, кроме Пресвятого, благословен Он» (Зогар, Ноах 40-41, изд. Сулам). Земля и народ Израиля Земля, хранящая верность Творцу и не принимающая чужого влияния, земля, из которой взята наша плоть, исторгает народ, если он не хранит чистоту брака: «...И не делайте ничего из этих мерзостей (речь идет о разврате) ...чтоб не изрыгнула земля вас, если вы оскверните ее, как изрыгнула она народ, бывший до вас» (Ваикра, 18:27-29). Земля – общая сила народа, а каждый человек – ее частность. Союз между евреем и еврейкой отражает как частность те процессы, которые происходят со всем народом и с самой Землей Израиля. Но люди являются не только зеркалом – их дела и помыслы влияют на высшие миры, их любовь и супружеская верность укрепляет общий союз народа с Б-гом и его связь с Землей, а разлад в семье и (не дай Б-г) измены разрушают этот союз. Если разврат становится нормой в народе, земля извергает сынов Израиля, живущих на ней, — Б-г изгоняет народ, муж прогоняет жену из дома. «И не нужно удивляться, что один человек может стать причиной падения всего мира, так как существует непреложный закон: частное и общее похожи друг на друга, как две капли воды, и все, что происходит с частным, происходит и с общим — общее не может проявиться, пока не проявится все, что есть в частностях, составляющих его» (Рабби Ашлаг, Акдама ле Талмуд Эсер а-Сфирот). Жена чужая В Мишлей идолопоклонство сравнивается со связью с чужой женой: «Чтобы спасти тебя от женщины чужой, от чужестранной, чьи речи льстивы. Оставляет друга юности своей и забыла завет Б-га своего. Потому что дом ее ведет к смерти и стези ее – к мертвецам. Никто из входящих к ней не возвращается, не обретают они пути жизни» (Мишлей, 2). Рамбам из этих строк выводит законы, определяющие, как следует относиться к евреям, ушедшим в идолопоклонство. И снова та же параллель – царь Шломо говорит о женщине из чужого народа, а понимается это как предупреждение тем, кто приближается к идолопоклонству! http://www.orzion.org/