Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»
5-я заповедь – запрещение поклоняться идолам. И ясно, что понятие “идолы” включает в себя все объекты поклонения, кроме Ашема. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не поклоняйся им” (Шмот 20:5). И здесь не имеется в виду, что запрещено только “поклоняться”, но Тора упоминает лишь один из видов служения, подразумевая, что запрещено также приносить жертвы идолам и совершать воскурения перед ними. И тот, кто преступает один из этих запретов, – т. е. поклоняется идолам, приносит им жертвы, возливает на их жертвенник вино или совершает воскурение перед идолами – приговаривается к побиению камнями.Сказано в Мехильте: “Приносящий жертвы богам – да будет истреблен” (Шмот 22:19). Наказание за нарушения запрета нам сообщено, но где же сам запрет? Тора говорит: “Не поклоняйся им” – в этом речении содержится и запрет приносить жертвы идолам. “Приносящий жертвы богам” – идолам, а не Ашему – подвергается наказанию даже в том случае, если жертвоприношение не является общепринятым видом служения данному идолу. И также совершающий – по отношению к идолам, а не к Ашему – любой из видов служения, подпадающих под этот запрет Торы, подвергается наказанию независимо от того, являются ли совершаемые им действия общепринятым видом служения данному идолу”.В этих словах Мехильты имеется в виду, что, поскольку эти четыре вида служения – поклонение, жертвоприношение, воскурение и возлияние вина на жертвенник – заповеданы нам по отношению к Ашему, да будет Он превознесен, каждый, кто совершает один из этих видов служения по отношению к идолам, подвергается побиению камнями, даже если совершенное им действие не является общепринятой формой служения данному идолу. Такое идолослужение называется “несвойственным” (Санхедрин 56б), т.е. нехарактерным для служения данному идолу.И тот, кто намеренно совершает по отношению к идолу один из четырех указанных видов служения, приговаривается судом к побиению камнями – если имеются все необходимые условия для вынесения приговора (показания двух свидетелей и т.д.). Но если об его преступлении не становится известно суду, он карается “отсечением души” (карет). Если же такой проступок совершается неумышленно, нарушитель приносит установленную грехоочистительную жертву.И также тот, кто признает какого-либо идола своим богом (сказав: “Ты –мой бог”), приговаривается к побиению камнями.И этот запрет совершать любое из указанных четырех видов служения по отношению к идолам – даже “несвойственным” способом – повторен еще в одном Его речении: “И не забивайте более жертв своим демонам” (Сифра, Ваикра 17:7).В трактате Зевахим (106а) разъяснено, что этим речением запрещается забой скота для принесения в жертву идолу, даже если служение этому идолу и не требует такого забоя. Сказано там: “Откуда известно, что забивающий животное в жертву Меркулису, подлежит наказанию (несмотря на то, что Меркулису вообще не приносят жертв – Раши)? Из слов Торы: “И не забивайте более жертв своим демонам”. И поскольку этот стих не нужен для того, чтобы запретить особые пути служения, свойственные каждому из отдельных видов идолопоклонства, ведь уже написано: “Берегись... чтобы не искал ты их богов, говоря: “Как служат эти народы своим божествам, так и я буду делать” (Дварим 12:30), мы делаем вывод, что этот стих изречен, чтобы запретить “несвойственные” виды служения”. Поэтому намеренно преступивший этот запрет карается “отсечением души” или побиением камнями, ведь написано: “Приносящий жертвы богам – да будет истреблен”, а нарушивший запрет неумышленно – приносит жертву, как мы уже указали.Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (60б-63а).
https://toldot.ru/tora/articles/articles_1177.html