Участникам учебной программы "Осознанная тшува".

Река, котел и птица 9. Гнев под контролем


Обсуждение обиды


Тот, кто ненавидит еврея в своем сердце, преступает запрещающую заповедь… Когда человек совершает злой поступок против своего друга, [тот] не должен испытывать чувства ненависти к нему и не должен воздерживаться от выражения [своих чувств]… но обязан известить его [о своем недовольстве] и сказать ему об этом: «Почему ты сделал то-то и то-то мне; почему ты причиняешь мне зло?» Ибо написано: «Ты должен упрекнуть своего друга».9 Рамбам, Законы суждений 6:6Поэтому совершенно ясно, что запрещено таить невысказанные обиды; следует обратить внимание на любое оскорбление, которое было вам нанесено. В девяти случаях из десяти это предотвратит ссору. Когда будет обнаружена суть недовольства, человек, нанесший вам обиду, возможно, объяснит причину своего дурного поведения. Если же он этого не сделает, у него по крайней мере будет возможность извиниться. Причина любого гнева таким образом будет устранена.


Преодоление приступа гнева


Если ни один из способов все же не ослабил гневного порыва, полезными могут оказаться следующие советы. Замолчите. Трудно ссориться с закрытым ртом. Один из хасидских Ребе раздавал «святую воду» и ручался, что эта вода предотвратит в доме любую ссору. Когда у мужа или жены появлялось желание поспорить, он или она должны были взять в рот немного воды и не глотать ее как можно дольше. Разумеется, что используемая таким образом «святая вода» оказывалась чрезвычайно эффективным средством прекращения перебранки. Надо отметить одно важное обстоятельство: с закрытым ртом спорить трудно, но не невозможно. Ибо даже молча можно ссориться, например, хлопнув дверью, стукнув кулаком по столу, гримасничая или делая угрожающие движения. Все это может разжечь домашнюю ссору, и во избежание такого тихого скандала тоже необходимо приложить усилия. Но все же это не так опасно, как произнесенные во гневе слова. Поэтому любой ценой надо сохранять молчание, даже если язык жестов не поддается контролю. Весьма эффективным средством против молчаливого скандала является нарочитое замедление реакции. Потерпите с гневом, скажем, 15 минут (или лучше целый день). А в это время займите себя чем-либо, хорошо бы в другой комнате (не хлопая дверью при уходе). Подождав немного, вы почти наверняка по-иному взглянете на дело и уже вряд ли рассердитесь. Если же вам необходимо громко заявить о своем гневе, сделайте это в одиночестве. Уйдите в помещение, где вас никто не услышит, и кричите. Лучше всего делать это перед зеркалом. Слушая себя и наблюдая за собой, мечите громы и молнии, преувеличивайте свой гнев, так как это поможет вам разрядить его. Никто не относится с уважением к разгневанному человеку и менее всего он сам. Вполне возможно, вы даже начнете смеяться над собой, что, между прочим, часто делают окружающие, увидев вас рассерженным. Поучительна методика, которой пользовались в универсальных магазинах для разбора телефонных жалоб. Сотрудник, ответственный за эту работу, обращался к покупателю с убедительной просьбой повторить свою жалобу, так как диспетчер «не все понял» с первого раза. Конечно, покупатель повторял свою жалобу, но уже не так агрессивно. Следующий шаг состоял в том, что жалобщика «переводили» другому оператору — жалобу приходилось излагать уже в третий раз. К этому времени пыл покупателя иссякал, и он обычно принимал предложенные телефонным оператором извинения. Принципы этой тактики таковы: а) время ослабляет гнев,б) когда слышишь свой рассерженный голос, чувствуешь себя весьма глупо. Большинство людей предпочитает прекратить спор, чтобы только не оказаться в дураках. Точно так же можно поступать, когда чувствуешь, что тебя захлестывает гнев. Более эффективно по сравнению с этими уловками (конечно, если человек не потерял ясности ума) — вспомнить свои обязательства как еврея. Тора за редчайшим исключением запрещает гневаться. Кроме того, гнев приводит к бессчетному количеству нарушений заповедей Торы. Самое страшное из них — нарушение запрета причинить боль другому еврею «Да не угнетает (словами) человек друга своего».10 Но гневливый нарушает много больше заповедей, которые перечислены в главе 4. Если соблюдающий законы Торы еврей все-таки надумал разгневаться, ему следует представить себе, что перед ним стоит запрещенное мясо-молочное блюдо. Разве ему придет в голову есть такую еду? Гневная реакция— не менее серьезное прегрешение. Почему же тогда он может разрешить себе один запрет преступить, а другой— нет?!Иной способ возбудить религиозное чувство — вообразить себя в канун Йом Кипура умоляющим в искреннем раскаянии жену простить все нанесенные ей обиды. Не правда ли, имеет смысл поступить так, чтобы предотвратить ссору?Следует отметить, что Сам Б-г относится к человеку с любовью даже тогда, когда тот заслуживает наказания. Писание говорит: «В гневе вспомни о Своем милосердии». В минуты гнева на жену муж обязан, подражая путям Всевышнего, напомнить себе о своей любви к ней. Ему следует вспомнить свадьбу, минуты их близости, подумать о тех замечательных вещах, которые она для него сделала, обо всем, чем она пожертвовала ради его удобства и блага, осознать, что она часть его самого и борьба с женой равнозначна борьбе с самим собой. Если гнев не удается сдержать, то следует вспомнить о примере Гилеля и говорить спокойно. Это смягчит ваш гнев независимо от того, что происходит у вас внутри. «Спокойный голос отвращает гнев», — сказал мудрейший из людей.12

Как надо ссориться


Если ссоры не избежать, старайтесь соблюдать следующие основные правила. Во-первых, делайте это наедине. Никогда не спорьте на людях. Даже если это происходит в вашем доме, закройте окна и двери: нет нужды развлекать соседей. Оберегайте себя и свою жену от неловкости из-за того, что все знают о вашей ссоре. Никогда не упоминайте о разводе и даже не намекайте на него. Как только вы начнете говорить о разводе, вы «режете по живому», серьезно подрывая, тем самым, саму основу вашего брака. Ссоры скоро забываются, но если вы упомянете развод, раны продолжат гноиться. Помните, что вам придется отвечать за все, что вы сказали. Ведите борьбу честными методами. Не употребляйте выражений и эпитетов, которые позже не дадут вам покоя. Избегайте обобщений. Заставьте себя никогда не произносить слово «всегда» (например, «ты всегда так поступаешь со мной»). Вы удивитесь, осознав, скольких обид можно избежать, если удалить из обращения одно-единственное слово. Не отклоняйтесь от предмета спора. Не пользуйтесь спором в качестве предлога для оживления давно забытых обид. Не обсуждайте родственников. Если вы рассержены на жену, это не повод оскорблять ее родителей. Избегайте психологического анализа. Не имеет никакого значения, исправимы недостатки вашей жены или же они наследственны. Если вы хотите счастья в браке, не надо доказывать жене, что она ниже вас по уровню своего психического развития. Будьте готовы к компромиссу: не всегда следует настаивать на своем. Если жена готова немного уступить, покажите, что и вы желаете того же. И, наконец, помиритесь после ссоры как можно быстрее. Будьте готовы извиниться, даже если вы не виноваты, и непременно принесите извинения, если вина ваша. Извиняясь, не ограничивайтесь простыми словами типа «я сожалею». Эти слова ничего не стоят и, как правило, не способствуют прекращению ссоры. Важно подробно объяснить, почему вы сожалеете, почему вы были не правы. И самое главное, не будьте хмурым, когда извиняетесь. Это дети начинают дуться, чтобы их пожалели. Открытое признание своей вины только повысит ваш авторитет в глазах жены и сделает менее вероятной повторную ссору. Следует напомнить о хорошем совете Хафец Хаима в отношении споров о деньгах (деньги очень часто являются причиной спора). Подавляющая часть ссор подобного рода возникает из-за незначительных сумм. Тем не менее люди вступают в битву из-за центов, считая, что если они уступят один раз, к концу года им придется платить тысячи. При чистосердечном признании самому себе становится ясным: максимум мы теряем при этом, может быть, долларов пятьдесят за год. Гнев и пререкания приводят к такому душевному опустошению, которого не стоит никакая экономия. Поэтому можно посоветовать отложить немного денег в качестве запаса и пользоваться ими каждый раз, когда возникает спор. Другими словами, когда появляется подобное искушение, надо уступить и взять из запаса сумму денег, из-за которой возник спор. Если, скажем, суть недоразумения заключается в том, что хозяин магазина вас обсчитал и вы разозлились, уступите владельцу магазина и «воспользуйтесь» деньгами из этого фонда для покрытия разницы. Сумма, теряемая за год, будет гораздо меньше тех денег, которые приходится тратить на исполнение других заповедей, например, на мацу или сукку. Без сомнения, потратить деньги на предотвращение ссоры не менее важно, чем тратить их на иные обязательства перед Торой.13 Этот метод можно с успехом применить и для предотвращения споров с женой по денежным вопросам. Одной из важнейших заповедей Торы является заповедь Шалом Баит (мир в семье). Поэтому надо быть готовым даже к необязательным тратам, если они помогут разрядить атмосферу.

Тфилин и этрог


У одного человека не было денег для покупки этрога на праздник Суккот. Его жена обладала исключительной парой тфилин, унаследованной ею от отца. Так как муж накладывал другие тфилин, он решил продать те, что принадлежали жене и на вырученные деньги купить этрог. В конце дня он вернулся домой счастливый с великолепным дорогим этрогом в руках. Жена не верила своим глазам. «Где ты раздобыл деньги на покупку такого замечательного этро — га?» — спросила она. «Я продал тфилин твоего отца — они все равно никак не использовались». Жена просто взорвалась от гнева: «Ты дурак! Ты посмел продать тфилин моего отца!» Она выбила этрог из рук мужа, плод упал на пол, и от него отломился кусочек, что сделало его посул (непригодным к употреблению). Муж спокойно наклонился, поднял этрог, подержал его в руках, чтобы оценить повреждения, но не сказал ни слова. Через несколько мгновений он вдруг стал напевать и приплясывать. Жена глядела на него с удивлением. «Ты сошел с ума?» — спросила она. «Вовсе нет, — ответил муж явно в хорошем расположении духа. — Я потерял ценные тфилин, я потерял изумительный этрог. Но я смог сдержать себя и не нарушил Шалом Баит. Есть ли большая причина для радости?»

https://toldot.ru/jfamily/adam/adam_4294.html