Гаон Виленский и книга Эвен Шлема (Совершенная мера)Глава 4 О путях служения Всевышнему. Общее описание войны с ецером как для простых людей, так и для изучающих Тору15. Человек грешит по двум причинам:
а) из-за того, что ослеплен [ецером ара] настолько, что греховное действие иногда кажется ему заповедью, или делается в его глазах разрешенным, поскольку уже повторил его несколько раз;
б) иногда человек знает, что [определенное действие] – тяжкий грех, чреватый горькими последствиями, но он не может покинуть компанию грешников, потому, что очень сильно привязан к ним, или же ему очень трудно расстаться со своей страстью, к которой очень привык.
Об этом написано: «Чистое сердце сотвори мне, Б-г, и правильный дух обнови во мне» (Тегилим 51:14). «Чистое сердце» для противодействия второй причине, как сказано (Сукка 52а): «Чистое» – следовательно, бывает и нечистое». А «правильный дух» – это противоположность ложным соображениям [т.е. первой причине]. И об этом же говорят [в молитве]: «И очисти наше сердце, чтобы служить Тебе истинно». «Очисти наше сердце» соответствует «чистому сердцу», а «служить Тебе истинно» – противоположность неправильным воззрениям. Для исправления этих двух аспектов необходимы мусар (нравоучение) и тохаха (назидание), как сказано: «Жертвы Б-гу – сокрушенный дух, разбитое сердце...» (Тегилим 51:19). Ибо сначала нужно терзать себя словами, которые смиряют и сокрушают сердце, чтобы разорвать узы привычки и отбросить любовь к мнимому, как написано: «Пусть человек натравит свой ецер атов на ецер ара» (Брахот 5а). Это и есть мусар (нравоучение). А после этого необходимо внимательно вглядеться в свои поступки и выяснить, какие из них плохи. И это называется тохаха (назидание). И пока человек не отвыкнет от своих плохих привычек, спорить с ним бесполезно.http://istok.ru/library/books/Even-Shlema/Even-Shlema_1628.html