ИСРАЭЛЬ-МЕИР ЛАУ
ПРАКТИКА ИУДАИЗМА В СВЕТЕ УСТНОЙ ТОРЫ. Благословения «негенин»
Есть в книге Тегилим два стиха, которые, на первый взгляд, противоречат один другому. В главе 24-й мы читаем: «Г-споду принадлежит земля и все, что на ней», а в главе 115-й – «а землю Он отдал сынам человека». Возможно ли, чтобы и то и другое было верно? Отвечают мудрецы наши: да, первый стих подразумевает момент до произнесения благословения, а второй – после. То есть Вс-вышний, сотворивший землю и все, что есть на ней, дарит нам право использовать все это нам на благо – однако лишь после того, как мы выразим признание того факта, что это именно Он дает нам это благо. Значит, прежде чем получить какую-либо пользу или какое-либо удовольствие от этого мира, мы обязаны произнести благословение.
Что же касается благословения после еды, то об этом прямо сказано в Торе: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего, за прекрасную страну, которую Он дал тебе». Здесь -источник закона, предписывающего нам произносить «Биркат гамазон”, благодарственную молитву после еды.
Согласно тому, что было сказано, для еды или напитка нет минимальной нормы, съев или выпив меньше которой благословения произносить не надо. Поэтому перед тем как выпить или съесть хоть сколько-нибудь, необходимо произнести благословение. Однако с благословением после еды или питья дело обстоит иначе. Согласно Торе, «Биркат гамазон» надо читать только в том случае, если человек ел досыта (ибо сказано: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь...»). Однако в Талмуде сказано, что народ Израиля добровольно принял на себя более строгое исполнение этой заповеди: читать «Биркат гамазон» даже в том случае, если человек не насытился, – при условии, что он съел определенный минимум хлеба -казаит («как маслина»), около 27 г.
Что такое благословения «негенин»? Так называются благословения, которые произносятся при получении какой-либо пользы или какого-либо удовольствия от этого мира. В частности, это благословения перед едой или питьем: для каждого вида продуктов установлено соответствующее благословение. Однако два из них удостоились особой чести ввиду их исключительной важности для человека. Опираясь на сказанное в главе 104-й книги Тегилим («...хлеб, подкрепляющий сердце человека»), мудрецы установили особое благословение над хлебом: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, выращивающий хлеб из земли». Его произносят перед тем как едят любой вид хлебных изделий: обычный хлеб, мацу, халы, булки... Второй продукт, для которого установлено отдельное благословение, – вино, также упоминающееся в той же самой главе Тегилим: «...и вино, веселящее человеческое сердце». Прежде чем пить вино – безразлично какое: сладкое, сухое, шампанское, а также виноградный сок, – говорят: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий плод виноградной лозы».
Для кондитерских изделий из муки установлено благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий различные виды пищи». Оно произносится в том случае, если тесто было замешано не только на воде, но к нему были добавлены яйца, молоко, мед, фруктовый сок и т.п., а также если изделие было сварено до того, как его испекли. К этой категории изделий относятся пирожные, вафли, печенье, бисквиты, а также макароны и вареный рис. Значит, человек, собирающийся есть суп с вермишелью или рисом, должен произнести благословение «...творящий различные виды пищи» (при условии, что он не ест хлеба).
Над плодами земли, включая все виды овощей и зелени, говорят: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий плоды земли».
Особое благословение установлено для фруктов: «...творящий плод дерева».
Как отличить «плод дерева» от «плода земли»? Неверно было бы думать, что высота растения – критерий для выбора благословения. В действительности все зависит от ствола растения: заменяется ли он каждый год или нет. То есть если ствол растения постоянный и из года в год на нем вырастают плоды, то над плодами этого растения произносят благословение «творящий плод дерева». «Деревом» Галаха называет растение, сохраняющееся из года в год независимо от его величины: низкий виноградный куст, например, считается «деревом».
Если же растение не имеет постоянного ствола и каждый год вырастает новый ствол, то над плодами такого растения говорят: «...творящий плод земли», несмотря на то, что растение может быть весьма высоким, как, например, кукуруза, подсолнух и даже банан...
Над всеми остальными видами пищи, не входящими ни в одну из вышеперечисленных категорий, произносят общее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, по слову Которого возникло все!» Это благословение произносят над мясом, рыбой, яйцами, молочными продуктами, сладостями, жевательной резинкой, шоколадом, мороженым, а также над всеми напитками кроме вина. Подчеркнем, что речь идет только о тех случаях, когда все эти виды пищи не составляют часть трапезы, включающей в себя хлеб.
Благословение «...по слову Которого возникло все» произносят также тогда, когда неясно, какое благословение следует произносить на тот или иной вид пищи. Но если человек вообще не знает, какие благословения следует произносить над разными видами пищи, то, говорит Талмуд, – «пусть вообще не ест, пока не пойдет к мудрецу и не научится благословлять»...
Однако если мы видим, что перед нами какой-то плод, но неизвестно, говорить ли «...плод земли» или «...плод дерева», – мы не должны выходить из этого положения с помощью благословения «по слову Которого...». В этом случае следует произнести: «Благословен... творящий плод земли» – потому что, в конечном счете, фрукты тоже произрастают из земли.
Благословение «По слову Которого» произносят также над переработанными плодами (и «плодами земли», и «плодами дерева»): над фруктовой или овощной пастой, например, или над соками, а также над супом из овощей.
Это же благословение говорят в тех случаях, когда плоды едят не в том виде, как обычно принято: например, плод, который обычно едят сырым, – едят вареным, или, наоборот, плод, который обычно едят в вареном виде, едят в сыром. Словом, когда общепринятые правила еды изменяются, говорят благословение «по слову Которого». http://www.jewish-life.com/practice_20.php