Перед Песахом, как известно, всеми нами овладевает предпeсхальное сумасшествие. Объявляем квасным марихуану,моем потолки,покупаем кошерно-пeсaхальный крысиный яд. Все мы понимаем, что не в этом суть праздника Свободы, но делаем. Как говорится, "в эту ночь мы должны запастись ригоризмом и устрожением на весь год". Можно смеяться над нашим "обрядоверием", но не стоит. А лучше подумать: ради чего?Какие насущные нужды нашей духовной жизни мы этим удовлетворяем?Если посмотреть на Песах глазами культуролога,можно увидеть четыре такие потребности:1) Гордыня. Порицаемое качество, бесспорно.Но все мы люди, все человеки, многим из нас она свойственна.Песах - хороший повод погордиться на законном основании. "Я за неделю до праздника полностью вычистил кухню и запер её на ключ!" "А я - за две недели!"2) Подозрительность.Все евреи-братья, но в это плохо верится.Так хочется разделить мир на "наших" и "ненаших", и чтобы наших было поменьше, а ряды их были сплочёнными, а брови - нахмуренными, а взгляд вовне - подозрительным. "Я не ем китниот". "А я не готовлю в посуде, в которую наливали подсолнечное масло". "А я выбрасываю тарелку,в которую упала крошка мацы"."А все, кто так не поступает - вообще, считай, не соблюдают Песах, и мы у них за столом есть не будем, в гости к ним не пойдём,потому что они нас коварно некошером накормят и погубят нашу душу".А те, кто пьёт в Песах воду из-под крана - и вовсе мизрошники, с ними разговор короткий.3) Аскетизм.Как известно, иудаизм не предписывает и даже не одобряет аскетизма, но ведь хочется,это так свято,не правда ли?Правда,аскетизм в Песах - особого свойства. За день(некоторые - за несколько дней) до наступления уже не едим хлеб и ещё не едим мацу,голодом сидим.А в сам праздник-раздолье для аскета! Список продуктов, которые хотя бы теоретически можно купить в магазине, сокращается до десятков или даже до единиц наименований.Рис- нельзя, фасоль - мы сами себе запретили, майонез - ни-ни, не того раввината,консервы не покупаем, ибо не доверяем никакому внешнему кашруту (тут и пункт 2 подключается),а желающие могут из принципиальных соображений исключить из рациона редьку и чеснок.Что остаётся аскету?Картошка,капуста, морковка, рыба и мясо. Такой еврейский аскетизм.4) Желание трудностей. Служить Б-гу должно быть трудно,физически трудно, как брёвна ворочать.А то обленились, всей работы- тфилин намотать.А попотеть? Чтоб от духовной работы пот прошиб - ой как постараться нужно.А сейчас - нет ничего проще! Шкрябаешь кастрюли до мозолей и знаешь: это святая работа, ты вкалываешь во имя Небес, так тебе заповедано! Видно, что постарался ради святости, духовно натрудился, вон как вымотался, молиться сил нет. Один деятель когда-то с гордостью рассказывал, что так наубирался 14 нисана,что отрубился к вечеру и проспал в изнеможении всё время седера. Рассказывал об этом С ГОРДОСТЬЮ. Получит за то награду свыше. Как там говорят хасиды: "Б-г сказал молиться - мы и молимся, сказал бы рубить дрова - рубили бы дрова"…