Виленский Гаон и книга Эвен Шлема (Совершенная мера)Глава 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств, которое является корнем всего служения Всевышнему8. Бывает, что душа человека по своей природе обладает хорошими качествами, но, несмотря на это, он - нечестивец. Такому человеку дают всю его награду в этом мире, чтобы у него не было доли в Грядущем мире. Потому что ему было очень легко делать добро, но он не хотел, и о нем сказано: "Горе их душе, ибо воздали им зло" (Йешая 3:9). А если душа человека дурна, но он постоянно воюет с побуждением ко злу, тогда “по страданию и награда”. И даже если он иногда оступается и грешит, не дай Б-г, Всевышний судит его со снисхождением (лифним мишурат адин), как сказано "Обещание, данное женщинам, значительнее данного мужчинам..." (Брахот 17а), потому что они связаны с левой стороной, которая ближе к греху. [Левая сторона - совокупность аспектов Творения, относящаяся к Атрибуту Суда]. И [об этом же] сказано (Хагига 12б): "Притча о царе, который приказал своим рабам: “Завтра поутру явитесь ко мне”. Когда назавтра он поднялся с постели, его уже ждали и мужчины и женщины. Кого он хвалил больше? Того, кто не привык рано вставать".9. Все добро и зло в этом мире [человек получает], по большей части, согласно качествам своего характера (Тикуней Зоар 109).http://www.istok.ru/library/books/Even-Shlema/Even-Shlema_1625.html