РАВВИН ИСРАЭЛЬ-МЕИР ЛАУ


ПРАКТИКА ИУДАИЗМА В СВЕТЕ УСТНОЙ ТОРЫ. Коген и левит


В гл. 18-й книги Дварим написано: «Не будет у когенов, левитов – у всего рода Леви – доли, своего владения наряду с остальным Израилем». Колено Леви предназначено для высших, духовных целей, и оно должно делать свою работу ради всего Израиля. Левиты были рассеяны по 48 городам, находившимся в различных частях страны, и главной их задачей было учить народ законам Торы, указывать им правильный путь в жизни. Кроме того, они – вместе с когенами -принимали участие в храмовом служении Вс-вышнему. Моше-рабейну, прощаясь с Израилем перед смертью, так очерчивает предназначение левитов (Дварим, 33): «Будут учить законам Твоим Яакова и Торе Твоей -Израиля, будут воскурять пред Тобой благовония и всесожжение – на жертвеннике Твоем». И так сказал пророк Малахи (гл. 2): «Ибо уста когена хранят знания, и Тору просят из уст его».


Кроме обучения и воспитания народа и службы в Храме, когены были также специалистами в вопросах, связанных с ритуальной чистотой, с таксацией имущества движимого и недвижимого, а также с другими социальными проблемами.


В других странах священники и власти нередко действовали заодно, порабощая народ. Когда во время голода Иосеф скупил всю землю Египта для фараона за хлеб, земля египетских жрецов осталась их владением: «Ибо жрецы получали от фараона еду, и были они обеспечены тем, что давал им фараон, – поэтому не продали они своей земли» (Брейшит, 47).


А у евреев? «А вот что имеют когены право получать от народа, от приносящих жертву: хоть тельца, хоть агнца он приносит – должен отдать когеиу голень, челюсти и желудок; первинки злаков твоих, вина и оливкового масла, первинки стрижки овец твоих отдавай ему – ибо его выбрал Г-сподь, Б-г твой, из всех родов твоих для того, чтобы стоять и служить имени Г-спода, – и он, и потомки его все дни» (Дварим, 18). Отсюда следует, что все, что получали когены, зависело от доброй воли народа, и лишь он один решал, давать ли когену самое лучшее, самое полезное и достойное.


В наши дни, когда у нас нет Храма, функции когенов и левитов носят символическое значение. Коген совершает выкуп первенца, благословляет народ во время молитвы, первым поднимается к Торе при чтении ее в синагоге. Тора приказывает: «Освящай его» – то есть проявляй к нему особое уважение, ему первому из всех оказывай честь.


У когена есть не только права, но и немало обязанностей: он не должен вступать в какой бы то ни было контакт с мертвыми: не заходить на кладбище, не нести погребальные носилки и вообще не принимать никакого участия в погребении мертвых. Исключение составляют случаи, когда умер одинокий, безвестный человек, погребением которого некому заняться. Устройство его похорон – это большая заповедь и ради этой заповеди коген должен пожертвовать своим высоким положением. Только если умирают самые близкие родственники когена, он имеет право принять участие в их погребении. Коген не может жениться ни на разведенной, ни на женщине, освобожденной от левиратного брака (так называемой халуце), ни на нееврейке, перешедшей в иудаизм (гийорет – «прозелитке»).


Левиты выполняют функции помощников когенов: например, когда когены готовятся к благословению народа, левиты льют им воду при омовении рук. Левит поднимается к чтению Торы вторым, вслед за когеном.


Статус когенов и левитов сохраняется в нашем народе в ожидании дня, когда исполнится его тысячелетняя мечта и вновь будет отстроен Храм в Иерусалиме.http://www.jewish-life.com/practice_29.php