(13 тишри -13 нисана)


"Сефер Хафец хаим"


Очевидное намерение


Люди, которые говорят лашон а-ра, побуждают Сатана выступить с обвинением против еврейского народа.


Как уже говорилось, высказывания, допускающие негативное толкование, запрещены. Однако к ним не относится ситуация, когда слушатель со всей ясностью понимает, что говорящий не имеет в виду ничего плохого. Алаха разрешает двусмысленные высказывания при условии, что:


1. Говорящий не имел в виду ничего умаляющего достоинство человека;


2. Смысл, которого отнюдь не имел в виду говорящий и который, однако, можно было бы вложить в сказанные им слова, не носит резко отрицательного характера;


3. Высказывание произнесено в присутствии трех людей или в присутствии человека, о котором идет речь.


Как пример ситуации, на которую распространяется данный закон, комментаторы приводят такую фразу: «В этом доме всегда что-то варится в печи». Эти слова можно понять двояко: либо -что дом гостеприимен, либо - что его обитатели слишком любят поесть. Ясно, что такое высказывание, произнесенное в присутствии трех человек, скорее всего, дойдет до семьи, о которой идет речь, а потому те, кто его слышал, должны воспринять его как похвалу. Если же такие слова сказаны непосредственно в присутствии этой семьи, тогда очевидно, что говорящий не имеет в виду ничего плохого.


"Сефер Шмират а-лашон"


Пробуждение Обвинителя


Сифре говорит, что Творец не помогает сплетникам в беде, потому что не хочет иметь с ними депа. А «Зоар» в разделе «Шлах» сообщает: «Раби Шимон сказал: все прощает Святой, благословен Он, кроме злословия».


Причина ясна. Злословие еврея пробуждает обвинение Небес, предъявляемое вешу народу. Там же, в «Зоаре», в разделе «Пкудей», сказано: злословящий «приносит мор, меч и убийство в этот мир. Горе тем, кто пробуждает эту силу, не следит за своей речью, не заботится о ней! Они не понимают, что пути Небес отражают пути этого мира, и в хорошем, и в плохом. И тогда Сатан поднимает свой обвиняющий голос против всего мира».


Любовь делает отца снисходительным к ребенку. При необходимости он порицает его, но мягко и сострадательно. Однако когда к отцу приходят со стороны и говорят, что сын беспричинно унижал и обижал людей, отцу ничего не остается, кроме как прибегнуть к строгим мерам.


Всевышний любит еврейский народ глубокой и неколебимой любовью. Вот слова пророка: «Разве Эфраим не дорогой Мне сын, не любимое дитя? Каждый раз, как заговорю о нем, долго о нем помню. Поэтому все внутри у Меня ноет о нем, и Я смилуюсь над ним...» (Ирмеяу, 31: 19-20).


Разумеется, Творцу и без подсказок Сатана известно все, что происходит с людьми, как написано у пророка: «Если спрячется человек в тайнике, разве Я его не увижу? - сказал Г-сподь» (Ирмеяу, 23:24). Но из любви к Израилю Всевышний стремится отсрочить проявления Своего гнева и устремляет взгляд на заслуги любимого народа, как сказано: «Он не видит изъяна в Яакове...» (Бемидбар, 23:21, Раши). В Своей бесконечной мудрости Всевышний постановил, чтобы Его суд над человеком учитывал и обвинения, и оправдательные аргументы, приводимые небесными ангелами. Когда Сатан-обвинитель предстает перед Ним и перечисляет грехи Его народа, Всевышний вынужден на это ответить. А побуждают Обвинителя выступать против еврейского народа именно злословящие.