Ашер Рохбергер


"Может ли нееврей участвовать в Пасхатьном Седере?"

Вопрос, вынесенный в заголовок может быть достаточно актуальным как в Израиле, так и в диаспоре. Потенциальные приглашенные могут быть сослуживцами, соседями, родственниками, и.т.п.Все, что обсуждается в данном материале актуально не только для пасхальногоседера, но так же для любых других праздников, которые галахически попадают под определение "ЙОМТОВ".


Прежде всего, для того, чтобы правильно оценить с точки зрения галахи данную ситуацию, необходимо прежде всего определиться с теми факторами, которые мы обязаны учитывать, чтобы её правильно оценить.


Прежде всего, нужно понимать, что нееврей неееврею рознь. С одной стороны есть «просто» неевреи, а с другой - неевреи, которые находятся в процессе гиюра - перехода в еврейство. Кроме того, существует отдельная категория неевреев, которые либо относятся к галахическому понятию ЗЕРА ИСРАЭЛЬ, то есть их папа или дедушка - евреи по галахе, либо они просто родственники или супруги евреев.


Помимо вышеуказанного, существуют еще и другие факторы, которые необходимо принимать во внимание при ответе на этот вопрос, например разницу между шаббатней и праздничной трапезой. Кроме того, важно намерение, с которым приглашают человека. Нужно так же взять в расчет возможнее последствия неприглашения конкретного нееврея на пасхальный седер («мипней даркей шалом»).


Мудрецы Талмуда запретили приглашать неевреев на праздничную трапезу (ВТ, трактат бейца 21б). Этот запрет был связан с опасением, что хозяин дома будет готовить больше еды, чем ему было бы необходимо для своей семьи. Этот запрет вошел, как галахическое постановление в Шульхан Арух, 512, 1. Причина этого запрета в том, что в Торе есть отдельный запрет на приготовление пищи для нееврея, который учится из того, что еду разрешено готовить «ВАМ», а не для неевреев. Поэтому, чтобы не нарушить этот запрет, мудрецы запретили и их приглашать.


Один из ранних комментаторов, РОШ, считал что запрещено именно приглашать, но если он сам приходит, то нет проблем его накормить. При этом, этот запрет ограничивается лишь праздничными трапезами, поскольку её можно готовить в сам праздник ( со всеми ограничениями), но нету проблем приглашать на шаббатнюю трапезу, поскольку нет опасения, что хозяин начнет специально готовить.


Относительно нееврея в процессе гиюра- в таком случае есть гораздо больше возможности разрешить его приглашение на пасхальный седер. Прежде всего, по мнению других ранних комментаторов РАШБА и РАН, данный запрет мудрецов был вызван опасением, что хозяин дома начнет готовить для нееврея еду, запрещенную евреям. В случае человека в процессе гиюра, такого опасения нет, так как его цель участия в праздничной трапезе, это выучить как можно больше. Помимо этого можно привести довод, упомянутый в «Сефер Хасидим», раздел 690, в соответствии с которым запрещено кормить нееврея в процессе гиюра, едой, запрещенной для евреев.


Известно что современные галахические авторитеты не приняли устрожающего мнения Мишна Брура, относительно приглашения не только нееврея, но так же и человека, нарушающего шаббат. Социальная ситуация в еврейском народе сильно изменилась, и поэтому мнение Мишна Брура сегодня не может использоваться на практике.


Рав Шломо Залман Ойербах в сборнике своих респонсов Шульхан Шломо, раздел 512, придерживался облегчающего мнения, по поводу приглашения нееврея: во-первых он считал, что нету опасения, что хозяин будет готовить гораздо больше для одного гостя, а кроме того, если речь идет о человеке в процессе гиюра и его цель и желание выучить как можно больше, нету опасения, что хозяин будет из-за него готовить гораздо больше, а наоборот, научит его, что такое запрещено. В то же время он разделял между приглашением одиночки и большой семьи, поскольку в случае большой семьи, существует опасность, что хозяин приготовит значительно больше, чем ему было бы нужно.


Самым простым и эффективным решением подобной ситуации может быть следующее: в праздник можно готовить еду, но мы не обязаны это делать, если к примеру приготовили всю необходимую еду на праздник до него, как мы делаем это в шаббат. Поэтому, если по любой из всех возможных причин мы приглашаем к себе нееврея, нужно всего лишь позаботиться о том, чтобы приготовить еду до наступления праздника, и таким образом решить проблему,


Таким образом, помимо практического решения, мы напомним самим себе, а вполне возможно и нашим гостям, что про Тору сказано: «Пути её пути приятные, и все её тропы ведут к миру».


http://mmgitik.com/publ/iudaizm_ot_teorii_k_praktike/asher_rokhberger_quot_mozhet_li_neevrej_uchastvovat_v_paskhatnom_sedere_quot/19-1-0-167