Ашер Рохбергер " О некоторых особенностях седьмого дня Песаха и Шабата, наступающего вслед за ним"
В этом году 5776/2016 седьмой день Песаха выпадает на пятницу 29 апреля. Поэтому это вносит определенные коррективы в то, как мы отмечаем этот день и наступающий вслед за ним Шабат. Здесь так же существует различие между евреями Израиля и евреями диаспоры, для которых Шабат это 8-ой праздничный день Песаха. Поэтому некоторые правила общие для всех, а некоторые отличаются между Израилем и диаспорой.
Начну с общего: в четверг 28 апреля накануне наступления 7-го дня Песаха необходимо приготовить т.н. эрув тавшилин для того, чтобы можно было готовит на шабат в праздник. Как его делать и какое благословление произносить – указанно в любом сидуре, а так же это легко найти в сети. Помимо обычных праздничных свечей, нужно приготовить и зажечь заранее свечу, которая горит минимум 24 часа, от которой будут зажигать огонь в разрешенных галахой случаях. Кроме того, нужно перед наступлением праздника приготовить так же свечи, которые будут зажжены перед наступлением Шабата (в обычное время зажигания свечей в каждом конкретном месте). В 7-ой день Песаха не произносят благословение Шегехияну, а на его исходе не произносят авдалу.
А теперь то, что касается только евреев Израиля. Поскольку праздник Песах завершается с наступлением Шабата, возникает вопрос, можно ли употреблять в этот Шабат хамец. Периодически такое совпадение в календаре происходит и поэтому этот вопрос не нов и многократно обсуждался галахическими авторитетами.
Прежде всего, речь идет о том хамеце, который человек перед Песахом продал в соответствии с требованием галахи, который закрыт в определенном месте и отмечен как хамец, и которым он, разумеется, не пользовался во время самого праздника. Иначе тут возникает другая галахическая ситуация - судьба хамеца, который был в распоряжении еврея в Песах и там действуют совсем другие правила, которые не будут рассматриваться в данном материале.
Описываемая галахическая ситуация связанна с несколькими факторами, которые обязаны быть учтены. Во-первых, Шабат это уже не Песах и на него не распространяется запрет на хамец. Во-вторых, можно ли тем, кто устрожает и не ест китниет в Песах, есть их в этот Шабат, поскольку в обычный год разрешается есть китниет в день после окончания праздника (исру хаг, он же мимуна). Дополнительный фактор, связанный с приготовлением китниет - можно ли готовить их в седьмой день Песаха, когда они еще запрещены для еды в сам праздник (для тех, кто устрожает). Еще один вопрос, который возникает, это какое благословение нужно говорить на мацу в Шабат (особенно это касается тех, кто не придерживается ашкеназской традиции)
В обычной ситуации по окончанию Песаха, хамец проданный нееврею перед Песахом вновь возвращается в еврейское владение, после того, что он выкуплен. Если этого выкупа не произошло, то тогда это присвоенное себе чужое, а присваивать себе чужое, принадлежащее нееврею, галаха категорически запрещает. http://shunrasher.livejournal.com/159123.html
С другой стороны евреям запрещается покупать что-то у нееврея в Шабат, будь то хамец или любая другая вещь (кроме случаев, подпадающих под пикуах нефеш, например лекарства, и выкупа Земли Израиля).
Из всего вышесказанного можно было бы сделать вывод, что хамец, проданный нееврею, возвращается в еврейское владение только на исходе Шабата. Однако, в договор о продаже хамеца, который производит главный раббанут Израиля, включается специальный пункт, обуславливающий, что нееврей, которому продан хамец, разрешает еврею пользоваться им сразу после окончания праздника. Таким образом, мы избавились от двух проблем: можно пользоваться хамецем в шабат и это не является присвоением себе нееврейского имущества.
Следующий фактор, который мы должны разобрать - можно ли есть в Шабат то, что было запрещено для еды во время его приготовления в праздник, т. е. китниет (бобовые), или шруя (геброктс - изделия из мацы и жидкостей), которые многие не едят в Песах. Этот вопрос очень подробно был разобран в кунтресе «Ихвэ даат» рава Овадии Йосефа, часть вторая, раздел 64. Опираясь на многочисленных ранних и поздних галахических авторитетов, он приходит к выводу, что нет запрета, употреблять в Шабат то, что было приготовлено в праздник, поскольку речь идет о запрете мудрецов, а так же приводит другие галахические обоснования.
На мой взгляд, разбираемый вопрос относится к тем, про которые можно сказать: да, можно, но не нужно. Ведь помимо всех вышеприведенных факторов, нужно так же учитывать, что посуда, которой мы будем пользоваться в Шабат, будет, скорее всего, еще пасхальная. Либо нужно заранее продумать и подготовить одноразовую посуду на весь Шабат (в случае если собираются есть хамец, и тут не имеются в виду китниет и шруя
В общем, по моему мнению, гораздо проще и спокойней подождать еще один день и не связываться с теми галахическими проблемами, для решения которых требуются серьезные знания.
http://mmgitik.com/publ/nacionalnyj_alef_bet/asher_rokhberger_o_nekotorykh_osobennostjakh_sedmogo_dnja_pesakha_i_shabata_nastupajushhego_vsled_za_nim/13-1-0-432