Ностальгнете еще! .
В 70-е годы евреи спорили о том, за что бороться в первую очередь. «Главное — вырваться из “совдепии”, направляя все усилия на борьбу за эмиграцию!» — утверждали одни. «Нет, главное — знать, куда и зачем ехать!» — возражали другие, настаивая на необходимости преподавания иврита, истории и религии нашего народа.Многим удалось вырваться из СССР, но вопрос «Куда и зачем?» остается актуальным и сегодня.Приехав в Израиль весной 1981 года, я шел по иерусалимскому центру абсорбции Гило. «Улыбаетесь? — неожиданно обратился ко мне незнакомый русскоязычный еврей. — Ничего, ностальгнете еще!» Вскоре этот страдающий «тоской по родине» человек уехал в Германию…Казалось бы, десять казней египетских убедили фараона, что не удержать ему еврейский народ в рабстве. Почему же, отпустив евреев, фараон бросился за ними в погоню? Потому что сказано в Торе: «Сообщили царю Египта, что народ бежал… И запряг он колесницу свою… и погнался за евреями» (Шмот, 14:5–8).Фараон попытался вернуть евреев в рабство, потому что народ бежал, объяснял рабби Йосеф Натанзон. Евреи бежали из Египта, а не направлялись в Израиль. Если человек бежит от чего-то, не зная куда, то его можно вернуть.Все мы сталкиваемся с многочисленными препятствиями на нашем жизненном пути. Но почему некоторые сдаются, поднимая руки, а другие преодолевают препятствия?Два человека могут идти по одной дороге. В действительности лишь движутся в одном направлении их тела, в то время как души их — в разных мирах! Ибо один убегает, а другой стремится достигнуть цели! И чем более возвышенна и благородна цель, которую ставит перед собой человек, тем более вдохновляет она его, наделяя энергией.Исход из рабства — это не только перемещение тела из одной страны в другую, но и раскрепощение души. Выражение «йециат мицраим» переводится как «исход Египта». Почему сказано «исход Египта», а не «исход из Египта»? Чтобы напомнить нам, что, как бы ни было важно еврею выйти из Египта, еще важнее, чтобы Египет вышел из еврея, объяснял рабби Менахем Мендель из Коцка.Повествуя об Исходе, Тора употребляет странное, на первый взгляд, слово — «отослал» — «шалах». «И было, когда отослал фараон народ (из Египта), Всевышний не повел их через землю филистимлян, потому что близка она, ибо сказал Всевышний: народ может передумать, увидев войну, и вернуться в Египет. Всевышний повел народ окружной дорогой, через пустыню Красного моря» (Шмот, 13:17–18).Первые две буквы выражения «и было» — «вайеги» — прочитываются как «ой».«Кто сказал “ой”? — спрашивают мудрецы Талмуда. — Всевышний сказал “ой”, потому что фараон отослал народ».Но ведь Всевышний, а не фараон вывел евреев из Египта. В чем же смысл слов «фараон отослал народ»? Фараон провожал евреев. Если хозяин провожает гостя, то, хоть гость и покинул хозяина, хозяин не покинул гостя. Евреи ушли от фараона, но в духовном смысле фараон и египетское рабство вышли вместе с ними, утверждает рав Гедалия Шор. Потому не повел Всевышний евреев коротким путем, опасаясь, что, увидев войну, они вернутся в Египет, а повел их окружной «дорогой через пустыню Красного моря».Мудрецы Талмуда поясняют: дорога — это дарование Торы на Синае, пустыня — это чудо манны, море — это чудо развержения моря.«Почему мудрецы приводят события в обратном порядке?» — спрашивает рав Шор. Целью Исхода было получение Торы по дороге в Страну Израиля. Но, для того чтобы достичь этой цели, евреи должны были обрести духовную свободу, преодолевая испытания и страдания, укрепив свои души верой. Потому Всевышний испытывал их голодом в пустыне и страхом на море, продемонстрировав чудеса манны и развержения моря.Мудрецы утверждают, что по дороге в райский сад душа человека должна перейти реку Динур, чтобы отделиться от физического мира. Так же и евреи должны были пройти через море и, обретая веру, порвать связь с фараоном. Исход из Египта — это освобождение тела, а переход через море — раскрепощение души.Впрочем, чтобы море разверзлось, евреи должны были в него войти. Всевышний может вывести нас из Египта, но не в силах вывести Египет из нас. Демонстрируя веру перед лицом испытаний, каждый из нас должен сам обрести свободу души.

Лев Кацин