РАВВИН ИСРАЭЛЬ-МЕИР ЛАУ


ПРАКТИКА ИУДАИЗМА В СВЕТЕ УСТНОЙ ТОРЫ. ОРЛА И НЕТА РЕВАИ


Тора говорит (Ваикра, гл. 19-я): «И когда придете в ту страну и посадите любое плодовое дерево, то не ешьте три года его плодов – три года запретны они для вас; а в год четвертый будут все плоды этого дерева – святыня во славу Г-споду. На пятый же год ешьте все его плоды, чтобы сделать богаче ваш урожай. Я – Г-сподь, Б-г ваш!»


Закон об этом – закон об орла – исполняется и в Стране Израиля, и за ее пределами (это – «закон, данный Моше на Синае»). Плоды дерева в течение первых трех лет его жизни запрещены и в пищу, и для употребления в каких бы то ни было целях. 1 тишрей -это «новый год посадок», а 15 швата – «новый год деревьев», и поэтому нет необходимости каждый раз выжидать три года с календарной точностью. Вполне возможно, что запрет будет длиться всего полтора года: если дерево посажено за полтора месяца до Рош-Га-шана, то первые 14 дней необходимы для укоренения посадки, и следующий месяц до Рош-Гашана засчитывается как весь первый год, а через год и четыре с половиной месяца, пока придет Ту-Бишват, засчитаются ему как третий год орлы и начнется четвертый год, когда дерево будет называться нета реваи. Во времена, когда у нас был Храм, плоды этого года доставляли в Иерусалим и съедали там в состоянии ритуальной чистоты – как «святыню во славу Г-спода». Однако возможность выкупа маасер шейни, о которой говорилось выше, распространяется также и на плоды нета реваи. Поэтому можно было привезти в Иерусалим деньги, на которые были выкуплены плоды нета реваи, и «проесть» их там в тех же условиях.http://www.jewish-life.com/practice_30.php