Когда в наш город Тверию приезжают гости, будь то израильтяне или из-за границы, первое, о чем они просят меня, – это устроить им экскурсию по местам захоронения еврейских праведников. Одной из самых почитаемых могил в нашем городе праведников считается могила раби Меира Бааль Анес. О его жизни и месте захоронения известно немало легенд, но то, с каким уважением относятся к памяти мудреца времен Мишны, можно определить по огромному комплексу-монументу. Здесь располагаются две синагоги – европейских и сефардских евреев, к ним примыкают ешивы.

Дорога по шоссе к святой могиле необычайно красива, слева прибрежная полоса Галилейского моря, а справа – украшенная цветными кустарниками предгорная часть. Эта дорога маршрутных автобусов на город Бейт-Шан и кибуцы, расположенные у берега озера Кинерет. На подъезде к могиле праведника открывается прекрасная панорама с горячими источниками «Хамей Тверия», музеем-заповедником с древними римскими банями. А прямо за ними начинается территория комплекса праведника Меир Бааль Анес.

Здесь всегда многолюдно. Подъезжают автобусы, и туристы идут через проход, с одной стороны которого расположено несколько магазинов, а с другой – столы для отдыхающих.

К святой могиле несколько входов; с южной стороны, рядом со стоянкой, железные ящики для зажигания свечей памяти «нешама». С северной стороны – прямо за заповедником горячих источников – на небольшом подъеме просторное открытое пространство, выложенное каменной плиткой. Люди по лестницам поднимаются в сефардскую синагогу, разделенную на три части – мужскую, женскую и для проведения мероприятий.

Закругленный купол над синагогой с необычными резными окнами, огромные массивные ящики для «цдаки», на столах сладости, рядом высокое кресло для обрезания, обычные стулья для посетителей и небольшие стеллажи для религиозных книг (в основном «тегелим»).

Сама могила праведника Меира разительно отличается от могил других праведников. Она состоит из мраморной двухметровой стелы, часть которой выделена для женской части сефардской синагоги. Существует предание, что р. Меир похоронен стоя, с посохом в руках, что означает: «Как только придет Машиах, он, не теряя ни минуты, отправится его встречать...» Внутренняя же часть относится к синагоге европейских евреев. Она тоже построена в виде закругленного купола и выкрашена снаружи в синий цвет. Но внутреннее убранство этой синагоги намного красочней. Чтобы попасть в женскую часть, необходимо спуститься вниз, и такое впечатление, что попадаешь во вход в небольшую пещеру. Здесь же рядом закругленная могила одного из праведников. На ней надпись на иврите «Шимон Бен Элизар».

Все, кто приходит сюда, отдают дань уважения не только праведнику Меиру Бааль Анес, через него они наверняка обращаются к Всевышнему со своими просьбами. К синагогам примыкают удлиненные комнаты, где на стенах установлены в золотистых рамках электрические свечи памяти.

Такое впечатление, что в этом святом месте созданы все условия для людей, желающих приблизиться к духовному удовлетворению. Если обратить взор в сторону озера Кинерет, отрывается красивый пейзаж – прибрежная часть и крутой горный массив, за которым проходит граница между Израилем и Сирией.

Небольшая информация с сайта «Иудаизм и евреи» (раздел «Биографии раввинов») о великом праведнике Меире Бааль Анес:


Великий мудрец эпохи танаев. Ученик раби Акивы, входивший в число самых известных после разрушения Храма еврейских ученых. Его товарищами были раби Йеуда, раби Элиэзер, раби Шимон, раби Йеошуа и другие мудрецы, от имени которых приведено большинство законов в Мишне. Он заседал в Санедрине, возглавляемом рабаном Шимоном бен Гамлиель, где занимал важный пост хахама (докладчика ученой коллегии). Образованность его была удивительна, способности обосновать точку зрения предыдущих поколений потрясали современников.

Многие ученые, познакомившись с его доводами, избегали присоединяться к ним, потому что не были уверены в том, что он привел свою точку зрения, а не познакомил присутствующих с мнением других учителей.

Отличаясь бескорыстной любовью к изучению Торы, проявлял в то же время полную независимость в суждениях. По этой причине иногда вступал в конфликты с другими учеными. В результате, несмотря на то что множество высказываний в Мишне дано в его трактовке, авторство раби Меира приведено далеко не всегда. Тем не менее его имя упоминается Мишной 331 раз, больше, чем имена других законоучителей.

Известен как автор многих притч и пословиц. Вот одна из них (Пиркей Авот 4:20), пожалуй, самая известная: «Смотри не на кувшин, а на то, что в нем. Иногда в новом кувшине – старое вино, а иногда в старом кувшине – нет даже нового». Женат он был на удивительной женщине, отличавшейся мудростью и обширными знаниями в Торе, – Брурии, дочери раби Ханины бен Традион. Рассказы о ее проницательном уме и благородстве души можно найти в Талмуде и Мидрашах.

Зарабатывал он себе на жизнь работой софера, переписчика Торы. В народе прославился как человек, способный творить чудеса. Отсюда его второе имя – Бааль Анес, чудотворец. Рассказывают, что умер он за пределами горячо любимой им Эрец Исраэль. Перед смертью распорядился, чтобы его гроб поставили на берегу моря и быстрее перевезли в Святую землю.


Автор: Материал подготовила Хана Рафаэль