Зоhар Хок леИсраэль

(из книги Введение в мир Зоар)

Ваикра, глава Бэhар, второй день

Сказал ещё Рабби Элазар: כי תקנה עבד עברי שש שנים יעבד וגו' – если купишь еврейского раба, будет работать шесть лет… Так как у каждого обрезанного еврея есть святой знак, он является обладателем отдыха (Отдохновения)* в год шмиты. Шмита, то есть, Малхут, принадлежит ему – для отдыха.

И это называется Шабатом земли. Конечно, есть у неё, у Малхут, освобождение от клипот, отдохновение от судов. Как суббота – отдых для всех, так и шмита – отдых для всех, для духа и для тела. И поэтому сказано:שש שנים יעבד ובשביעית יצא לחפשי וגו' – шесть лет будет работать, а в седьмой выйдет на волю…

Посмотри, hей является отдохновением высших и низших ступеней, так как есть высшая hей дэАвае, то есть, Бина, и низшая hей дэАвае, то есть, Малхут. Высшая hей – это Отдохновение высших ступеней, а низшая hей – Отдохновение низших ступеней. Высшая hей – это секрет "семь раз по семь лет", и это сорок девять ворот Бины. Нижняя hей – это секрет семи Дней и называется шмита, а высшая – йовэль.

Объяснение святого Баал Сулама. Мохин Света Хохма несут с собой состояние менуха – Отдохновение. И также Свет, полученный "снизу вверх" – секрет менуха. Известно, что первая hей дэАвае, Бина, является корнем для раскрытия Света Хохма. Правда, только Малхут принимает от неё Свет, а не творения. И об этом написано: ה' עלאה נייחא דעלאין – высшая hей – это отдохновение высших ступеней, то есть, творения от неё не получают. ה' תתאה נייחא דתתאין – низшая hей – Отдохновение низших ступеней, которое творения принимают от Малхут.

И когда мы вдумываемся в эти вещи, видим, что всё – одно, так как мохин дэйовэль, то есть, мохин Бины, светят в шмите – в Малхут. И поэтому написано: ושבתה הארץ – и отдохнёт земля. Когда есть отдохновение у земли, должны отдыхать и рабы, и поэтому написано: ובשביעי יצא לחפשי חנם – и в седьмой год выйдет на свободу хинам, то есть, не должен ничего платить хозяину.

И действительно, это секрет. И так мы учили. Написано: זכרנו את הדגה אשר נאכל במצרים חנם – мы вспоминаем рыбу, которую ели в Египте хинам**, то есть, без произнесения благословения, так как в Египте ещё не приняли на себя ярмо Вс-вышнего***.

Смотри, рабы освобождены от высшего Ярма, и поэтому освобождены от заповедей. Что такое Ярмо Вс-вышнего – "оль Малхут Шамаим"? Подобно быку, который не работает без ярма, и только надев на него ярмо, можно использовать его для работ, так и человек должен прежде принять на себя Ярмо Вс-вышнего, а затем будет под этим Ярмом выполнять для Вс-вышнего всю необходимую работу. А если не примет на себя этого Ярма, не сможет работать. Как написано: עבדו את ה' ביראה – работайте для Вс-вышнего в страхе.

* менуха – Отдых, Отдохновение

– одно из имён Письменной Торы;

– единение Зеир-Анпин и Малхут;

– Хасадим, постигающие гар от Хохма;

– Свет Хохма, привлечённый снизу вверх;

– жена для мужа.

** хинам) – Бесплатно

Баал Сулам аКадош в одном из предисловий задаётся вопросом, почему желание Вс-вышнего дать нам Свет не может осуществиться без всех тех тяжёлых испытаний, какие выпадают на долю каждого из нас.

Мы приходим в этот мир, и разные трудные ситуации, беды, неприятности, постоянно сопровождают нас из-за сокрытия Света. Понадобится еще очень долгий путь, полный страданий, болезней и темноты, пока мы придём к раскрытию Света. А ведь всё могло быть намного проще, если бы сразу был дан нам весь Свет без границ и без меры.

На это наши мудрецы отвечают, что работа в этом мире необходима для того, чтобы мы получили этот Свет не חינם, не даром, потому что это стыдно – получать חינם. Но можно возразить: сопоставимы ли все наши труды и беды, которые в любом случае не продлятся более ста двадцати лет, с вечностью Б-жественного присутствия, полного блаженства? В любом случае, бесконечное совершенство будущего мира будет незаслуженным даром для каждого, кто удостоится его.

Возможно ли, однако, допустить, что мудрецы дали неверное объяснение? В силу большой святости, которая им свойственна, мы понимаем: всё, что они говорят, – правда. Значит, сказанное нужно понимать иначе. Для этого уточним значение слова חינם, не доверяя простому переводу, где хинам означает бесплатно, даром. В контекстах Торы слово приобретает совсем иной смысл.

Вспомним, как евреи, подстрекаемые ערב רב, напали на Моше Рабейну с нелепыми обвинениями, что в Египте им было лучше, что, кроме всего прочего, там кишуим были חינם. Раши объясняет, что не имеются в виду бесплатные овощи, но то, что в Египте евреи ели без благословения, без брахи, а это и есть хинам, духовная ступень раба, на котором нет Ярма Вс-вышнего.

И ещё пример в Торе, где встречается слово хинам. Сказано, что еврейских рабов отпускали на свободу в седьмой год хинам, то есть они не должны были платить за своё освобождение, как в предыдущие годы. Но, кроме того, как мы видели, этим словом определяется нижайший духовный уровень этих евреев. Ведь Тора запрещает еврею быть рабом другого человека, ему разрешено быть только рабом Творца.

И одно то, что они были рабами человека, указывает на их отдалённость от Творца, которая и называется хинам.

Можно добавить, что второй Бэйт аМикдаш, по словам мудрецов, был разрушен из-за синат хинам – беспричинной ненависти, как обычно переводят это словосочетание. Это не совсем верно, а точнее, совсем неверно. Во-первых, потому что беспричинная ненависть на иврите это скорее שנאה ללא סיבה.

Наши мудрецы достаточно хорошо знали святой язык, каждое их слово отточено и попадает прямо в цель. Не может быть, что там, где нужно сказать "без причины", они сказали "бесплатно".

Вторая причина заключается в том, что если мы согласимся, что второй Бэйт аМикдаш был разрушен из-за беспричинной ненависти, то необходимо будет признать, что весь еврейский народ просто сошёл с ума. Очень трудно поверить, что евреи ненавидели друг друга без всякой на то причины, причём, на протяжении нескольких поколений.

Ведь мудрецы сказали, что когда мы излечимся и придём к אהבת חינם – к любви חינם, то в заслугу этого будет отстроен Бэйт аМикдаш. Но с момента его разрушения прошло приблизительно шестьдесят поколений, Бэйт аМикдаша нет до сих пор, значит ли это, что все шестьдесят поколений были столь неразумны?

В Замысле творения, как известно мы все – единое целое. Если же сегодня нам кажется, что все мы разделены, что каждый ограничен своим телом, своими желаниями и своими амбициями, то это и есть иллюзия, избавиться от которой может человек, много и тяжело работающий в Торе, в глубинной ее части – Каббале. Тогда он узнает, что Свет предназначен для всех, но у каждого – свой путь исправления.

Пока же между нами существуют перегородки и неприязнь, получение Света каждым из нас фрагментарно и ничтожно мало. Если бы все евреи постигли и ощутили свое единство, то каждый и все вместе имели бы этот единый общий Свет, подобно тому, как свет одной свечи может зажечь много других, ничего не потеряв при этом.

Очевидно, что обычное словарное значение слова хинам не может тут ничем помочь. Хинам – это низшая ступень, состояние разделения. И Бэйт аМикдаш был разрушен из-за неприязни, какую люди испытывали друг к другу. Они, кстати, продолжают её испытывать и сейчас, и это свойственно, в той или иной степени, любому человеку. Невозможно считать болезнью или отклонением от психической нормы чувство неприятия другого человека – это обычная реакция на тот факт, что кто-то – иной, чем я, а следовательно, в определённой области больше удалён от Творца.

К сожалению, это норма, но это норма нашего несовершенного мира. Так был разрушен Бэйт аМикдаш.

И это явилось последним выражением разобщённости в еврейском народе, разделённости на группы и подгруппы, войны всех против всех.

Об этом, по сути, говорится в общеизвестном высказывании Рабби Акивы: זה כלל גדול בתורה... – כמוך ואהבת לרעך– возлюби ближнего, как самого себя – это большое правило в Торе, включающее всю её. Только силой этой любви друг к другу смогут евреи прийти к осуществлению цели творения и дарования Торы, к полному исправлению, вечному счастью и окончательному единению со Светом Творца.

Однако остается неясным, почему же столь высокая ступень любви называется хинам, что, как мы видели, означает крайнюю степень отдалённости от Творца. Здесь секрет полного совершенного постижения Б-жественного замысла, осознание, что ступень хинам была необходима для его осуществления. Такая любовь означает полное признание правоты Вс-вышнего. Означает постижение возможности исправления каждого даже наиболее удалённого еврея

*** оль Малхут Шамаим – Ярмо Малхут Шамаим

Каждый из нас должен принять на себя обязанность: делать единение ЗОН – всегда. Это является предварительным условием для выполнения заповедей Торы. Ведь и бык не станет работать, пока на нём нет ярма. Символом такого порядка работы является то, что сначала надеваем тфилин на руку, а уже потом – на голову.