Стена плача - смех сквозь слёзы

Стена плача - смех сквозь слёзы

Сара Кац


Конечная остановка второго автобуса… Небольшой спуск вниз, разделение для мужчин и женщин, осмотр вещей, вокруг – экскурсионные группы, раввины, солдаты, бегающие дети, потерянные туристы… Звонки мобильных телефонов, плач детей, голоса экскурсоводов… Но вот, через пару метров - ощущение, что сменились декорации – тишина, слышен только шёпот и шелест переворачиваемых страниц. Белые стульчики, голуби, бабушки, просящие цдаку, и всегда народ… Сегодня идёт дождь, но здесь не уделяют столько внимания погодным условиям. На этой территории действуют совершенно иные законы…


Неужели можно подойти ближе? Неужели я этого достойна? «Здесь нет достойных и недостойных, - подсказывает внутренний голос, - путь открыт для всех». И я подхожу, постепенно подхожу ближе, я иду как маленький ребёнок, недавно научившийся ходить. Как будто я боюсь, что в какой-то момент я открою глаза, и всего этого не будет, всё это исчезнет и останется лишь воспоминанием… Мне нужен молитвенник, для этого нужно всего лишь достать его из сумки, но мне не хочется ни на секунду отвлекаться на что-то постороннее. Хочется просто смотреть вперёд, только вперёд.


Мои мысли прерывает еле слышное рыдание. Справа от меня стоит явно светская девушка. Она пытается положить свою записочку в расщелину между камнями. О чём она просит? И почему плачет так горько? Слева от меня сидит на маминых коленях маленькая девочка, лет четырёх, но она уже читает на иврите. Предельно сосредоточившись и нахмурив лобик, она пытается прочесть молитву из своего первого сидура. Прямо у стены стоят пять или шесть солдаток. Они держатся за руки, а на плечах у них висят винтовки. Эти девочки, наверное, всего на год или два старше меня. Но то, что они плачут, меня совсем не удивляет…


Но хватит смотреть по сторонам… Нужно вернуться к себе и идти дальше. Я закрываю глаза и нащупываю камень, камень Западной стены Иерусалимского Храма. Но почему я ничего не чувствую? Место, о котором мои предки не могли даже мечтать, место, которое не удостоился увидеть сам Моше Рабейну, а я ничего не чувствую… И тогда я просто начинаю перебирать в голове всё, что я знаю об этом месте.


2000 лет мы уже в изгнании. За это время Иерусалим побывал в стольких руках… Греки, римляне, ассирийцы, турки и англичане - все они владели Иерусалимом и привносили сюда элементы собственной культуры. Только одно осталось неизменным – Западная стена, стена Плача, единственное место, которое мы всегда называли домом. Вечная стена, символизирующая вечность моего народа. Самое духовное место на земле, центр Вселенной…


Как долго мы были лишены и этого, как много песен и стихов сочиняли мы о том месте, которое даже не надеялись увидеть. И тут мне пришли в голову воспоминания солдата, который одним из первых смог дотронуться до этой стены: «Я иду сейчас по ступенькам по направлению к Стене плача. Я не религиозный человек, и никогда им не был, но это Стена плача! И я дотрагиваюсь до её камней». Здесь когда-то стоял Иерусалимский Храм – само наличие которого доказывало существование Вс-вышнего и Его активное участие в жизни людей. «Если бы сейчас здесь стоял Храм, мне бы никому не приходилось ничего доказывать», - подумала я. Первая слеза!


Но почему был разрушен этот Храм – символ святости и гармонии? Вспоминаются ещё школьные уроки Торы… Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства, и изгнание продолжалось 70 лет, Второй Храм из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу, и изгнание продолжается по сей день – уже 1937 лет… Беспричинная ненависть – справились ли мы с ней за эти почти 2000 лет? Ненависть между религиозными и светскими евреями, сионистами и антисионистами, внутрирелигиозные конфликты… Всего этого ужаса не перечислить и зачем так далеко ходить? Есть ли ненависть или просто неприязнь и презрение в моём собственном сердце? Только будучи единым народом, мы сможем придти на это место в качестве полноправных хозяев… Вторая слеза!


И тут, когда мои мысли увели меня уже так далеко, я услышала радостные голоса – несколько девушек окружили свою подругу и


закружились в прекрасном танце. Их подруга выходила замуж! Свою радость они пришли выразить именно сюда – к Западной стене Иерусалимского Храма. После танца расчувствовавшаяся невеста прочитала псалмы благодарности Вс-вышнему, Который превратил её мечты в реальность. Возможно, её мечта зародилась именно здесь, ведь все мечты начинаются с молитвы…


В моменты радости и в моменты горя… душа моего народа всегда находилась здесь. Достойны ли мы окончательного избавления, если беспричинная ненависть всё ещё живёт внутри нас??? «Все Небесные ворота были заперты при разрушении Храма, кроме ворот слёз, они всегда открыты». «Те, кто скорбят о разрушенном Иерусалиме, удостоятся увидеть его восстановленным». И тут, в моём сердце, которое под воздействием всего произошедшего, уже наполнилось скорбью, раскаянием и печалью, зародилась искорка надежды, зародилась мечта...


«Ещё зазвучат в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты…».