День 42. Виды целесообразности

(12 хешвана - 12 ияра)


"Сефер Хафец хаим"


Виды целесообразности


В общих чертах, конструктивные цели, которые разрешают негативный отзыв о человеке, делятся на следующие четыре категории:


1. Помочь человеку, о котором идет речь (например, анализировать его недостатки, чтобы он мог их изжить).


2. Помочь людям, для которых поступки данного человека могут иметь отрицательные последствия:


а) предложить помощь - физическую, психологическую или финансовую - его жертвам;


б) своевременно защитить людей от него, в частности, предупредить тех, кто по неведению может вступить с ним в опасные социальные или деловые отношения.


3. Положить конец конфликту, в который вовлечен данный человек или который угрожает расколоть общину.


4. Помочь другим научиться на ошибках этого человека.


"Сефер Шмират а-лашон"


Горести души Сплетник должен оплакивать свою душу.


О том, что цараат - духовная болезнь, которая поражает душу (а не только тело), говорит мидраш:


Сказано в Писании: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед свою душу» (Мишлей, 21:23).


Написано: «мецарот нафшо» - «от бед свою душу», а можно прочесть (истолковать как) «мецараат нафшо» -«от цараат свою душу» (Ялкут Шимони, раздел Мецора).


Человеку, который привычно злословит, следует пожалеть свою душу: ей придется нелегко. Творец щадит его и не открывает его позора в этом мире, но в Мире Грядущем будет не так. Там его позор, цараат души, откроется всем. И будет он сидеть в одиночестве, вне стана Израиля, - если только не раскается полностью до ухода из этого мира.