День 42. Виды целесообразности(12 хешвана - 12 ияра)
"Сефер Хафец хаим"
Виды целесообразности
В общих чертах, конструктивные цели, которые разрешают негативный отзыв о человеке, делятся на следующие четыре категории:
1. Помочь человеку, о котором идет речь (например, анализировать его недостатки, чтобы он мог их изжить).
2. Помочь людям, для которых поступки данного человека могут иметь отрицательные последствия:
а) предложить помощь - физическую, психологическую или финансовую - его жертвам;
б) своевременно защитить людей от него, в частности, предупредить тех, кто по неведению может вступить с ним в опасные социальные или деловые отношения.
3. Положить конец конфликту, в который вовлечен данный человек или который угрожает расколоть общину.
4. Помочь другим научиться на ошибках этого человека.
"Сефер Шмират а-лашон"
Горести души Сплетник должен оплакивать свою душу.
О том, что цараат - духовная болезнь, которая поражает душу (а не только тело), говорит мидраш:
Сказано в Писании: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед свою душу» (Мишлей, 21:23).
Написано: «мецарот нафшо» - «от бед свою душу», а можно прочесть (истолковать как) «мецараат нафшо» -«от цараат свою душу» (Ялкут Шимони, раздел Мецора).
Человеку, который привычно злословит, следует пожалеть свою душу: ей придется нелегко. Творец щадит его и не открывает его позора в этом мире, но в Мире Грядущем будет не так. Там его позор, цараат души, откроется всем. И будет он сидеть в одиночестве, вне стана Израиля, - если только не раскается полностью до ухода из этого мира.