Капли воды, пробивающие камень один молодой еврей из нашей общины, делающий первые шаги в мире бизнеса, обратился ко мне с просьбой: «Рабби, что вы можете посоветовать мне, кроме известных духовных составляющих достижения успеха: молитвы, веры и уверенности?»

«Настойчивость, — сказал я ему, — это самый главный секрет успеха в чем бы то ни было». Многие люди иногда отказываются от своих устремлений и целей, столкнувшись с трудностями уже в самом начале пути. Они слишком быстро отступают там, где могли бы воплотить свои мечты, если бы продолжали настойчиво идти к заветной цели. Не зря говорят те, кто добился успеха в жизни: «Отступившие никогда не побеждают, а победители никогда не отступают».

Я рассказал молодому человеку историю о сэре Уинстоне Черчилле. Когда знаменитый бывший премьер-министр Великобритании был уже очень стар, Оксфордский университет пригласил его выступить с речью. Это было событие — издалека прибывали люди, чтобы увидеть самого великого и самого известного из живших тогда британцев. Тысячи людей до отказа заполнили самый большой лекционный зал университета и с напряжением ожидали появления великого человека. Черчилль прибыл со своим любимым реквизитом, сопровождавшим его, куда бы он ни пошел: толстой сигарой, тростью и шляпой. Когда он подошел к трибуне, зрители встали и зааплодировали. С несравненным чувством собственного достоинства и необычайной уверенностью, Черчилль успокоил толпу и встал перед микрофоном. Он вынул сигару изо рта, снял шляпу и положил ее на трибуну. Собравшиеся терпеливо ждали. Выдержав паузу, он прокричал: «Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь!» Его слова гремели под сводами зала. Затем, в воцарившейся тишине, Черчилль взял шляпу, вернул сигару на прежнее место и, опираясь на трость, покинул трибуну. На этом его речь закончилась, больше он не сказал ни слова. Постепенно присутствующие начали понимать: Черчилль не захотел говорить больше, так как ничего, хотя бы приблизительно столь же важного, он сказать и не мог. «Не сдаваться!» было девизом всей его жизни.


«Никогда не сдавайся! — закончил я свой разговор с молодым человеком, который хотел узнать «секрет» успеха. — Никогда не отчаивайся! Настойчивость, настойчивость и еще раз настойчивость — это путь к успеху! Эти слова должны звучать у тебя в ушах, когда на твоем пути будут возникать трудности и сложные задачи».

* * *

Время счета оймера — это дни между Исходом из Египта на Песах и дарованием Торы на Швуэс. Это дни великого перемещения сынов Израиля, начавшиеся с обрезания при Исходе и завершившиеся жертвоприношением у горы Синай. Для поколения Исхода это было физическим переселением, а в наше время мы ведем сфирас ѓооймер — исчисление оймера. В нашей сегодняшней главе «Эмойр» говорится: «И ведите для себя счет с первого дня после праздника [Песах] — дня приношения вами оймера… Семь полных недель должны быть отсчитаны» (Ваикро, 23: 15). Кажется, нет ничего проще, чем считать, подсчитывать количество дней с первого дня до нынешнего. Каждый день, который проходит, даже если это был обычный день, без особого содержания, если мы посчитаем его относительно перечня предыдущих дней, присоединяется к общему числу дней оймера. Кроме того, понятие «число», «порядковый номер» представляет собой что-то внешнее, с первого взгляда не имеющее никакого отношения к сути той вещи или явления, которые пересчитываются. В этой связи возникает вопрос: каким образом сфирас ѓооймер — простой счет — смог помочь евреям в процессе духовного очищения — подготовки к получению Торы, которое началось с Исхода из Египта и завершилось у подножия горы Синай?

Дни оймера связаны с историей рабби Акивы и его учеников. Известно, что рабби Акива происходил из семьи геров (неевреев, перешедших в иудаизм) и, следовательно, не обладал тем естественным духовным богатством, которое каждый еврей получает в наследство по праву своего рождения, как потомок наших праотцев — Авраѓама, Ицхока и Яакова. Об этом духовном наследстве мы вспоминаем каждое утро во время молитвы, когда произносим: «Счастливы мы! Как хороша наша доля, как отрадна судьба наша и как прекрасно наше наследие!» Тора принадлежит каждому еврею с самого рождения, как сказано: «Учение, которое заповедал нам Моше, — наследие общине Яакова!» (Дворим, 33: 4).

Однако рабби Акива не был биологическим потомком праотцев и поэтому не удостоился естественного духовного богатства. Его духовная бедность отразилась и на экономическом положении: мудрецы рассказывают, что в начале своей жизни он был нищим пастухом («Овойс дерабби Натан», глава 6; Талмуд, трактат «Недорим», 50). Но, несмотря на столь бедное духовное и материальное состояние, рабби Акива, благодаря своей упорной работе по изучению Торы и многочисленным усилиям, в конечном итоге поднялся на такой высокий духовный уровень, что стал «основой и опорой всей Устной Торы» (Талмуд, трактат «Санѓедрин», 86). Новое духовное состояние рабби Акивы повлияло и на его материальное положение: мудрецы рассказывают, что, вернувшись после 24 лет обучения, рабби Акива получил от своего тестя-богача половину его состояния.

В начале недельной главы «Бехукойсай» сказано: «Если по законам Моим ходить будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их, Я дам ваши дожди в свое время, и даст земля свой урожай, и дерево полевое даст плоды свои…» (Ваикро, 26: 3, 4). То есть результатом тяжелого труда по изучению Торы и соблюдению ее законов является духовный успех, который отражается и в получении благ физического мира.

В святых книгах написано, что каждая еврейская душа еще до схождения в этот мир изучает Тору. Очутившись в материальном мире, душа, продолжая изучение Торы, должна напряженно работать и прилагать большие усилия, чтобы преодолевать препятствия и помехи, которые этот мир и физическое тело воздвигают перед ней. Предназначение Торы состоит в разъяснении и очищении деталей физического мира, Тора привносит в него святость и духовность. Умение отличать добро от зла с помощью Торы и мицвойс дает, в основном, Устная Тора. Изучение Письменной Торы не предоставляет точных знаний о том, как именно надо исполнять заповеди. Письменная Тора называется «Древо жизни», ведь ее изучение приводит человека к любви к Б‑гу. Но только благодаря объяснениям Устной Торы, мы знаем, как нам вести себя в этом мире, как отличить добро от зла, где, что и как мы должны делать. Устная Тора называется «Древо познания добра и зла». Она спускается в этот мир, место, где хорошее и плохое перемешано между собой, и определяет различие между добром и злом, между чистым и нечистым, между запрещенным и разрешенным. Поэтому именно о рабби Акиве, потомке геров, который подчеркивал разделение и уточнение понятий «хорошее» и «плохое», Талмуд говорит, что он является основой Устной Торы.

Что заставило рабби Акиву упорно изучать Тору? Талмуд рассказывает: «Увидал он однажды у колодца плиту с правильно выдолбленным желобом и спросил: «Кем это так хорошо сделано?» — «Не знаешь ты, Акива, — ответили ему, — сказанного: «камни стирает вода» (Иов, 14: 19). Капля за каплей падала она изо дня в день, долбя этот камень». И подумал Акива: «Капли водяные — им удалось камень выдолбить, тем более крепким как сталь словам Торы не поздно будет огранить живое сердце мое» («Овойс дерабби Натан», глава 6). Рабби Акива понял силу настойчивости. Даже твердый камень капли воды могут пробить. Одна капля воды, мягкая и слабая, не сможет противостоять твердому камню. Однако когда они продолжают падать вниз одна за другой, час за часом, день за днем, год за годом — они в силах пробить даже самый крепкий камень.

Камень символизирует собой явление неживой природы самого низкого уровня. Сила и преимущество воды в том, что она падает с высоты на более низкое место. Тот факт, что вода точит камень, означает, что даже самый твердый и низкий предмет может измениться под влиянием верховных сил. Рабби Акива понял, что, несмотря на то, что он был как «камень», находился на низком духовном уровне, как сын геров, не наделенный духовным наследством отцов, но настойчивая сила воды — сила Торы, которая спускается сверху, способна изменить его и поднять на высокий духовный уровень. Рабби Акива увидел, что мир и Тора — это одно и то же, и что продвижение и понимание мира и души невозможно без изучения Торы.

Для того чтобы выгравировать слова Торы в сердцах, чтобы достичь состояния: «И удалю из плоти вашей сердце каменное…» (Йехезкель, 36: 26), требуется труд, о котором сказано: «Мало-помалу буду прогонять их от тебя…» (Шмойс, 23: 30). Проявив последовательную настойчивость, вы можете создать существенные изменения. В этом и состоит суть счетаоймера. Хотя подсчет дней — это простая работа, работа «капли воды», внешняя работа чисел, настойчивость, с которой она выполняется день за днем, неделя за неделей, позволяет достичь самой высокой точки духовного очищения — дарования Торы.

«